Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

РОЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ВРАЧЕБНОГО МЫШЛЕНИЯ

Печать E-mail
Автор Лаптева Г.Ф.   
28.06.2009 г.
Новосибирский государственный медицинский университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


      Общая врачебная практика -  как учебная дисциплина - предоставляет здравоохранению и обществу в целом возможность получить един-ственного в своем роде представителя врачебной профессии, который действительно  может  осуществить индивидуальный подход в лечении  заболе-ваний и выяв¬ление болезней в ранних стадиях. Именно за счет этого при идеальных усло¬виях возможно обеспечение истинного повышения уровня здоро-вья населения. Однако этим не исчерпывается вся важность данной дисциплины: она является одной из тех важнейших  клинических дисциплин, ко-торые в наибольшей мере способствуют формированию врачебного мышления и мировоззрения у студентов, обучающихся врачебной профессии. Форми-рование врачебного интеллекта, интуиции наилучшим образом происходит при наличии особого специфического «поля клинического опы-та», которое возможно только в таких условиях,  когда пациент может обратиться с любым, впервые возникшим недомогани¬ем, непосредствен-но к своему врачу,  т.е., в амбулаторных условиях.
 Фундаментальными концепциями и отличитель¬ными признаками обшей врачебной практики, как известно, являются прямой доступ и длитель-ность (непре¬рывность) наблюдения пациентов.   Следствием этого является невозможность ограничения деятельности данного специалиста какими-либо рамками (нозо¬логическими, возрастными и пр.). Невозможность ограничений нозологическими или иными рамками в общей врачебной прак-тике требует    создания  особых условий обучения. Формирование врачеб¬ного мышления (врачебной памяти, интуиции и др.), личности будущего врача, раскрытие его творческих способностей  наилучшим образом складываются в такой реальной обстановке, когда и обучающие-ся, а не только преподаватель,  осознают всю полноту   ответственности за долж¬ное оказание медицинской помощи пациенту, впервые обра-тившемуся с каким-либо недомога¬нием. Это способствует созданию  наиболее благоприятной психологической  атмосферы  до¬верия, сопережива-ния, необходимой для достижения цели обучения.
       Возможности, которые предоставляет  общая врачебная прак¬тика, как дисциплина и специальность  в формировании врачебного мышления и за-кладки первого само¬стоятельного опыта, чрезвычайно велики. Работа  в условиях «прямого доступа» сопровождается множеством проблем, трудно ре-шаемым без клинического опыта, без наличия навыков перевода теоретических знаний в практическое умение в трудных условиях первой встречи с больным. Кроме того, важная особенность общей врачебной практики  -  «длительность (непрерывность) наблюдения»  пациентов – приводит к тому, что практически  всегда (рано или поздно) можно увидеть  как свои, так и чужие достижения  или, напротив, врачебные ошибки.   
      Процесс формирования врачебного мышления настолько важен для будущих специалистов любого профиля, что забота об организации наиболее рациональной и эффективной работы кафедр общей врачебной практики и поликлиниче¬ской терапии  должна быть в буквальном смысле общей для всех ка¬федр - и теоретических, и клинических. Именно эта клиническая дисциплина является  своеобразным «полигоном» проверки  выживаемости, полноты знаний по разным дисциплинам (в том числе «базовым»), сравнения эффективности различных методических при¬емов преподавания. Естест-венно, основным является не простое накопление фактических данных, а форми¬рование врачебного мышления, врачебной интуиции у будущих вра¬чей, получение наглядных уроков  деонтологического решения тех или иных вопросов, важных для сохранения здоровья пациентов. Именно на поликлиническом этапе обучения студенты впервые видят не декларирование, а осуществле¬ние на деле индивидуального подхода к больному. В меру своих возможностей они в этом участвуют. Они более четко начинают осознавать важность не только накопления знаний (как определен-ного объема фактического материала), но и умения их использовать, приобретения способности само¬стоятельно решать вопросы, на которые нет готовых ответов.
        Совершенно ясно, что обучение в  услови¬ях общей врачебной практики требует не только вы¬сокого педагогического и врачебного мастер-ства, но и оптимальной организации учебного процесса, достаточного учебного времени, соответствующего современного оборудования. Ана-лиз частоты встречаемости различных клини¬ческих ситуаций при обучении студентов на кафед¬ре поликлинической терапии показывает, что ми¬нимально достаточное "поле клинического опыта" достигается при 8—10-недельном цикле.  Уменьшение же учебного времени, кроме "суже-ния" возможностей обучения, приводит к необходимости ин¬тенсификации педагогического процесса, к которому обучающиеся, как правило, не готовы. Специфика работы  в поликлинических условиях (невозможность прогнозирования заранее встречи с прогностически опасными слу-чаями, «малая  дифференцированность» (по определению ВОЗ) клинических ситуаций и др.) требуют от преподавателя постоянной готовно-сти к возможности появления потребности срочного осуществления тех или немедленных действий и принятия мер, направленных на преду-преждение пропуска опасного для жизни пациента патологического состояния. Это требует особо высокого профессионализма от преподава-теля, его способности разобраться  в характере патологических сдвигов любого "профиля".
Известно, что простая сумма разного рода "специализаций" без формирования специфи¬ческой врачебной логики (врачебного мышления) и умения самостоятельно находить необходимое решение,  не приводит к основной цели обучения - превращению сознания обучающегося в созна¬ние специалиста (врача). Работа в «мало дифференцированных» ус¬ловиях (в амбулаторно-поликлинической службе, «скорой помощи» и др.), дает прекрасную возмож¬ность для проверки врачебной логики, интуи¬ции, профессиональной памяти. Это важно для всех этапов обучения - от «додипломного»  до «постдипломного», и, кроме того, для  подготовки «молодых» кадров преподавателей    клинических кафедр.       Имеющийся у нас   опыт работы показывает, что важ¬ными факторами, влияющими на качество обучения и его конечный результат, являются следую-щие: а) преподавание поликлинической терапии, начиная  с 4 курса; б) цикл обучения длительностью  в  8 - 10 недель на 6 курсе; в) "малые" учебные группы (не более 5 - 6 человек);  г)  включение ночных   дежурств на "скорой помощи"; д) введение системы  индивидуальных отчетов по различным ви-дам самостоятельной работы; е) рейтинговая оценка знаний и умений студентов. Применение  программ на ЭВМ для достижения устойчивого запомина-ния  наиболее важной информации значительно повышает успешность достижения цели обучения. Во всех случаях наиважнейшим фактором является педагогическое мастерство преподавателя и оптимальная организация  работы в амбулаторных условиях.
Итак, процесс обучения на различных его этапах в общей врачебной практике имеет все основные компоненты обеспе¬чения наиболее эффек-тивной педагогической дея¬тельности. Он приводит к  достижению наглядности оценок результатов деятельности по  количественным и каче¬ственным характеристикам  (о способностях обучаю¬щегося судят по его делам; у всех обучающихся происходит накопление их личных достиже-ний и индивидуального опыта), удовлетворенности обучением за счет самостоятельных профессиональных достиже¬ний в "реальных условиях. Кроме того, такой процесс обучения  способствует формированию чувства личной ответствен¬ности у обучающегося за принимаемые им ре-шения, уверенности, что его действия обязательно получат объективную оценку. Эмоцио¬нальный "накал", связанный с этим,  позволяет дости-гать наиболее  прочного ус¬воения знаний и умений.
       Таким образом, общая врачебная практика, трансформи¬ровавшаяся из отечественной земской медицины в новые формы в соответствии с со-временными потребностями, таит большие возможности  в формиро¬вании врачебного мышления в процессе обучения врачей.
Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99