Новосибирский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Общая врачебная практика - как учебная дисциплина - предоставляет здравоохранению и обществу в целом возможность получить един-ственного в своем роде представителя врачебной профессии, который действительно может осуществить индивидуальный подход в лечении заболе-ваний и выяв¬ление болезней в ранних стадиях. Именно за счет этого при идеальных усло¬виях возможно обеспечение истинного повышения уровня здоро-вья населения. Однако этим не исчерпывается вся важность данной дисциплины: она является одной из тех важнейших клинических дисциплин, ко-торые в наибольшей мере способствуют формированию врачебного мышления и мировоззрения у студентов, обучающихся врачебной профессии. Форми-рование врачебного интеллекта, интуиции наилучшим образом происходит при наличии особого специфического «поля клинического опы-та», которое возможно только в таких условиях, когда пациент может обратиться с любым, впервые возникшим недомогани¬ем, непосредствен-но к своему врачу, т.е., в амбулаторных условиях.
Фундаментальными концепциями и отличитель¬ными признаками обшей врачебной практики, как известно, являются прямой доступ и длитель-ность (непре¬рывность) наблюдения пациентов. Следствием этого является невозможность ограничения деятельности данного специалиста какими-либо рамками (нозо¬логическими, возрастными и пр.). Невозможность ограничений нозологическими или иными рамками в общей врачебной прак-тике требует создания особых условий обучения. Формирование врачеб¬ного мышления (врачебной памяти, интуиции и др.), личности будущего врача, раскрытие его творческих способностей наилучшим образом складываются в такой реальной обстановке, когда и обучающие-ся, а не только преподаватель, осознают всю полноту ответственности за долж¬ное оказание медицинской помощи пациенту, впервые обра-тившемуся с каким-либо недомога¬нием. Это способствует созданию наиболее благоприятной психологической атмосферы до¬верия, сопережива-ния, необходимой для достижения цели обучения.
Возможности, которые предоставляет общая врачебная прак¬тика, как дисциплина и специальность в формировании врачебного мышления и за-кладки первого само¬стоятельного опыта, чрезвычайно велики. Работа в условиях «прямого доступа» сопровождается множеством проблем, трудно ре-шаемым без клинического опыта, без наличия навыков перевода теоретических знаний в практическое умение в трудных условиях первой встречи с больным. Кроме того, важная особенность общей врачебной практики - «длительность (непрерывность) наблюдения» пациентов – приводит к тому, что практически всегда (рано или поздно) можно увидеть как свои, так и чужие достижения или, напротив, врачебные ошибки.
Процесс формирования врачебного мышления настолько важен для будущих специалистов любого профиля, что забота об организации наиболее рациональной и эффективной работы кафедр общей врачебной практики и поликлиниче¬ской терапии должна быть в буквальном смысле общей для всех ка¬федр - и теоретических, и клинических. Именно эта клиническая дисциплина является своеобразным «полигоном» проверки выживаемости, полноты знаний по разным дисциплинам (в том числе «базовым»), сравнения эффективности различных методических при¬емов преподавания. Естест-венно, основным является не простое накопление фактических данных, а форми¬рование врачебного мышления, врачебной интуиции у будущих вра¬чей, получение наглядных уроков деонтологического решения тех или иных вопросов, важных для сохранения здоровья пациентов. Именно на поликлиническом этапе обучения студенты впервые видят не декларирование, а осуществле¬ние на деле индивидуального подхода к больному. В меру своих возможностей они в этом участвуют. Они более четко начинают осознавать важность не только накопления знаний (как определен-ного объема фактического материала), но и умения их использовать, приобретения способности само¬стоятельно решать вопросы, на которые нет готовых ответов.
Совершенно ясно, что обучение в услови¬ях общей врачебной практики требует не только вы¬сокого педагогического и врачебного мастер-ства, но и оптимальной организации учебного процесса, достаточного учебного времени, соответствующего современного оборудования. Ана-лиз частоты встречаемости различных клини¬ческих ситуаций при обучении студентов на кафед¬ре поликлинической терапии показывает, что ми¬нимально достаточное "поле клинического опыта" достигается при 8—10-недельном цикле. Уменьшение же учебного времени, кроме "суже-ния" возможностей обучения, приводит к необходимости ин¬тенсификации педагогического процесса, к которому обучающиеся, как правило, не готовы. Специфика работы в поликлинических условиях (невозможность прогнозирования заранее встречи с прогностически опасными слу-чаями, «малая дифференцированность» (по определению ВОЗ) клинических ситуаций и др.) требуют от преподавателя постоянной готовно-сти к возможности появления потребности срочного осуществления тех или немедленных действий и принятия мер, направленных на преду-преждение пропуска опасного для жизни пациента патологического состояния. Это требует особо высокого профессионализма от преподава-теля, его способности разобраться в характере патологических сдвигов любого "профиля".
Известно, что простая сумма разного рода "специализаций" без формирования специфи¬ческой врачебной логики (врачебного мышления) и умения самостоятельно находить необходимое решение, не приводит к основной цели обучения - превращению сознания обучающегося в созна¬ние специалиста (врача). Работа в «мало дифференцированных» ус¬ловиях (в амбулаторно-поликлинической службе, «скорой помощи» и др.), дает прекрасную возмож¬ность для проверки врачебной логики, интуи¬ции, профессиональной памяти. Это важно для всех этапов обучения - от «додипломного» до «постдипломного», и, кроме того, для подготовки «молодых» кадров преподавателей клинических кафедр. Имеющийся у нас опыт работы показывает, что важ¬ными факторами, влияющими на качество обучения и его конечный результат, являются следую-щие: а) преподавание поликлинической терапии, начиная с 4 курса; б) цикл обучения длительностью в 8 - 10 недель на 6 курсе; в) "малые" учебные группы (не более 5 - 6 человек); г) включение ночных дежурств на "скорой помощи"; д) введение системы индивидуальных отчетов по различным ви-дам самостоятельной работы; е) рейтинговая оценка знаний и умений студентов. Применение программ на ЭВМ для достижения устойчивого запомина-ния наиболее важной информации значительно повышает успешность достижения цели обучения. Во всех случаях наиважнейшим фактором является педагогическое мастерство преподавателя и оптимальная организация работы в амбулаторных условиях.
Итак, процесс обучения на различных его этапах в общей врачебной практике имеет все основные компоненты обеспе¬чения наиболее эффек-тивной педагогической дея¬тельности. Он приводит к достижению наглядности оценок результатов деятельности по количественным и каче¬ственным характеристикам (о способностях обучаю¬щегося судят по его делам; у всех обучающихся происходит накопление их личных достиже-ний и индивидуального опыта), удовлетворенности обучением за счет самостоятельных профессиональных достиже¬ний в "реальных условиях. Кроме того, такой процесс обучения способствует формированию чувства личной ответствен¬ности у обучающегося за принимаемые им ре-шения, уверенности, что его действия обязательно получат объективную оценку. Эмоцио¬нальный "накал", связанный с этим, позволяет дости-гать наиболее прочного ус¬воения знаний и умений.
Таким образом, общая врачебная практика, трансформи¬ровавшаяся из отечественной земской медицины в новые формы в соответствии с со-временными потребностями, таит большие возможности в формиро¬вании врачебного мышления в процессе обучения врачей.