Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (г. Саратов, Россия)
Современная картина мира с каждым годом всё больше омрачается ухудшением экологических характеристик среды обитания этноса, порожденного безграмотными преобразованиями биосферы людьми разных профессий. Разрешение проблемы безопасности взаимоотношений человека и природы требует подготовки новых экологически компетентных субъектов социальной структуры, а именно выпускников средних и высших школ с развитыми ценностными ориентациями. В этой связи невозможно переоценить значение сформированности экологических ценностных ориентаций молодёжи, рассматриваемых в настоящей статье. Представим направления нашего исследования.
Первое направление связано с выявлением сущности ценностей, ценностных ориентаций, их компонентного состава. Так изученные теоретические положения (Ф. Адлер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Ф. Знанецкий, В.П. Тугаринов и др.) стали основаниями для определения ценности как актуальной значимости желаемого, проявляющейся для личности в зависимости от условий окружающей действительности, составляющей основу ценностных ориентаций. Анализ результатов научных работ (Н.А. Бердяев, А.Г. Здравомыслов, С.Л. Франк, З.И. Файнбург и др.) позволил рассматривать ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного субъекта от незначимого, несущественного. Исследователи (Ф. Знанецкий, У. Томас) представляют ценностную ориентацию в качестве социальной установки личности (социальный аттитюд), регулирующей ее поведение [1]. Согласно Д.Н. Узнадзе, установка реализуется не сразу, а предваряется актом осмысления, осознания внешней ситуации, своего рода предтече, а принятие установки проходит несколько этапов. По его мнению, ценностные ориентации есть фиксированные установки относительно элементов действительности, которые обладают высокой ценностью для данного индивида, то есть личностно значимые [2]. Само понятие «ориентация» – система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий [3]. На этом основании дано определение «ценностных ориентаций» как системы внутриличностных фиксированных установок, находящих свое проявление в действиях и отражающих отношение к окружающим предметам и явлениям.
Исходя из смысла понятия «ценностные ориентации», сути принятых личностью ценностей, и теории ценности К. Клакхона, выделившего три элемента ценности [4], нами обоснована структура экологических ценностных ориентаций со следующим элементным составом: когнитивным, аффективным, волютативным.
Касаясь вопроса видов ценностных ориентаций, следует, согласно научной мысли Т.М. Рокича, выделить ценности-цели и ценности-средства [5]. Первые – это стратегически важные ценности государственного значения, а именно: здоровье, патриотизм, гуманизм, логически отвечающие современной цели развития отечественного образования. Вторые играют роль наиболее значимых качеств личности молодых людей: воля, эмпатия, рефлексия, толерантность, самодисциплина, развитие которых предопределяет достижение ценностей-целей. Оба вида ценностных ориентаций находятся в неразрывной связи и в итоге формируют базовую ценностную ориентацию субъекта – интегративное объединение, определяющее его жизненную позицию.
Изучение первого направления позволило сделать вывод о том, что ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание социально-значимой активности человека, которую необходимо рассматривать в качестве регулятива его поведения. От базовой ценностной ориентации, как совокупности всех ценностных ориентаций, зависят особенности и характер отношений личности респондента с окружающей действительностью, именно она детерминирует особенности его поведения. В связи с этим формирование экологических ценностных ориентаций требует организации социально-значимой деятельности обучаемых.
В рамках второго направления исследовались содержательные стороны экологических ценностей и экологических ценностных ориентаций. На основании анализа состояния проблемы (В.И. Андреев, Н.Н. Моисеев, И.М. Швец и др.) выявлено, что детерминантом ухудшения состояния окружающей среды стала реакция биосферы на безответственное поведение общества. Поэтому современному этносу необходимо такое по качеству образование, которое формировало бы у молодого человека планетарное мышление. Это значит, что оно должно быть направлено на преодоление сложностей в понимании коэволюционного развития биосферы и человечества, связанного с приоритетной ценностью – качеством жизни, обеспечивая бережное отношение к биоресурсам – основы для своего будущего.
В логике исследования традиционное образование опирается на формальную модель, которую ученые [Б.В. Куприянов, 2005] представляют в виде формул, к примеру ЗУН=Д, где Д – деятельность, для которой нужны знания, умения, навыки. В нашем случае основу концептуальной модели составила теория экологической психологии и педагогики [С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996], устойчивого развития [Н.Н. Моисеев, 1995], основные идеи коэволюционного взаимодействия человека и природы, и развития ноосферного мышления [В.И. Вернадский, 1926]. В этой связи формирование экологических ценностных ориентаций (ЭЦО) через социально-значимую деятельность (СЗД) и обретение ЗУНов в области экологической безопасности (ЭЗУН) будет происходить по формуле ЭЦО=ЭЗУН+СЗД, что отражает содержательную основу показателей сформированности экологических ценностных ориентаций. Следуя приведенным формулам, образовательные учреждения создают первое условие формирования экологических ценностных ориентаций обучаемых – использование экологического потенциала образовательной среды, что выражается в экологически грамотно выстроенной работе участников образовательного процесса, и как следствие оказывает влияние на актуализизацию знаний о мире в целом.
В связи с тем, что экологические ценности составляют единство общебиосферных значений, направляющих общество на созидание идей коэволюции человека и Ноосферы, и входящие в основу парадигмы устойчивого развития, они составляют инвариантный компонент современного образования. В виде формулы экологические ценности (ЭЦ) как единство суммы общебиосферных значений (ΣОБЗ) и ноосферно-мыслящего человека (☺Noos) можно отразить следующим образом ЭЦ = ΣОБЗ+ ☺Noos.
В том же контексте содержательная сторона экологических ценностных ориентаций (ЭЦО) представлена единством педагогических ценностей (Цпед) (представленных избранными социальными ценностями (Цсоц): ценностями-целями (Ццел) и ценностями-средствами (Цср), или (Цпед=Ццел+Цср) и (ΣОБЗ+☺Noos). Приведённый состав можно передать следующей формулой ЭЦО=Цпед+ΣОБЗ+☺Noos, которая составляет основу авторской концептуальной модели экологических ценностных ориентаций (см. рис. 1).
Рис. 1. Концептуальная модель экологических ценностных ориентаций
Специфика предлагаемой модели определяется как компонентным составом исследуемых ориентаций, так и межэлементными связями, а точнее их динамичностью. По нашему предположению, элементы экологических ценностных ориентаций не только тесно взаимосвязаны: их связь носит мембранный характер, осуществляющий диффузное проникновение и циркуляцию ценностей сквозь все элементы. Возвращение к предыдущему элементу привносит новообразования в его структуру, тем самым, совершенствуя её. Так одновременно развиваются все три элемента экологических ценностных ориентаций – когнитивный, аффективный, волютативный.
Опираясь на теоретические аспекты исследуемой проблемы, а именно сущность и структуру экологических ценностных ориентаций были разработаны следующие показатели оценки эффективности формирования каждого из их компонентов:
- когнитивного – осознание значимости и характер знаний по проблемам экологии;
- аффективного – эмоциональное отношение к эколого-просветительской деятельности;
- волютативного – готовность к выбору действий при исследовании экологических проблем и организации экологически-ориентированной творческой деятельности.
Экологические ценностные ориентации формируются, прежде всего, через составление, научное обоснование решений учениками и студентами задач, формул и формулировок коэволюционного взаимодействия человечества и окружающего его мира. На основе их сформированности развивается, как интегрированный результат, экологически грамотная гуманистическая позиция – система убеждений личности, обусловленная позитивным отношением человека к окружающей среде и уважением ко всему живому, определяющая его экологическую безопасность.
Мы подчеркиваем важность согласованности взглядов участников образовательного процесса, составляющих ценностно-ориентационное единство коллектива, что является вторым условием формирования экологических ценностных ориентаций обучаемых.
Список использованной литературы:
1. Thomas, W., Znaniecki, F. Chlop polski w Europe i Ameryce. — Warszawa: Lud. Spoldz. Wyd. 1976. - T.1.
2. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. С-П. 2001 г.
3. Кон, И. С. Социология личности. М, I967.
4. Kluckhohn, С. Value and value orientation in the theory of action // Toward a general theory of action. - New York: Harper, 1962.
5. Rokeach, M. The Role of value in public opinion research // Publ. Opin. Quart. – 1968/1969.