Томский государственный университет (г. Томск)
В настоящее время остро встает проблема профессиональной безопасности и охраны труда на предприятиях. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1]. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой важное направление в комплексной стандартизации и имеет большое социальное значение. Она позволяет повысить роль стандартов в создании безопасной техники, обеспечить всесторонний учет требований безопасности труда при проектировании и эксплуатации предприятий, технологических процессов, машин и оборудования на единых методологических принципах в тесной взаимосвязи с другими системами государственной стандартизации.
В Российской Федерации основные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ), где прописаны направления государственной политики в области охраны труда
Помимо, федерального закона в Российской Федерации разработаны типовые, отраслевые и межотраслевые инструкции по охране труда для различных отраслей производства и специальностей сотрудников.
Помимо, федерального закона в Российской Федерации разработаны типовые, отраслевые и межотраслевые инструкции по охране труда для различных отраслей производства и специальностей сотрудников.
В странах Европейского Союза (ЕС) все вопросы об охране труда рассматриваются как часть социальной политики. Об этом свидетельствует одобренный в Страсбурге в декабре 1989 года Устав о социальных правах. Этот документ не является юридически обязывающим и действует в качестве политической декларации. Основной упор в указанном документе сделан на содействие трудовой жизни и занятости. В странах ЕС на основании статьи 100 Римского договора (1957) разработаны директивы, нормирующие защиту рабочих на разных производствах. Одна из таких директив – «Рамочная директива о защите от химических, физических и биологических факторов» (80/1107/ЕЭС). На ее основании были изданы специальные директивы по защите от вызванной опасности свинцом, шумом и асбестом. Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке принят Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001» (протокол № 28 от 23 марта 2007 г.). Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве [2].
Система стандартов безопасности труда разработана и для предприятий и учреждений гражданской авиации. В результате внедрения отраслевой ССБТ предприятия гражданской авиации смогли существенно улучшить стандартизацию требований безопасности труда. Так, например, уже в 1982 г. был внедрен ОСТ 54.71001-82 «Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования безопасности». На базе этого стандарта была создана серия ОСТов по безопасности и охране труда на предприятиях и в учреждениях гражданской авиации. Последним из таких стандартов был ОСТ 54-3-2622.75-2000 «Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки» (принят в 2000 г.). Положения настоящего стандарта распространяются на все авиационные организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, подведомственные органу исполнительной власти в области гражданской авиации [3].
При техническом обслуживании летательных аппаратов к опасным и вредным производственным факторам относятся:
• движущиеся самолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
• падающие изделия авиационной техники, инструменты и материалы при работах по техническому обслуживанию самолетов на плоскостях, стабилизаторе, фюзеляже и при работе на высоте с применением механизированных подъемников;
• струи отработавших газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;
• повышенная запыленность и загазованность воздуха в зоне технического обслуживания летательных аппаратов;
• опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
• повышенный уровень электромагнитного излучения;
• химические вещества (общетоксические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные), входящие в состав применяемых материалов, горюче-смазочние материалы и спецжидкости, проникающие в организм через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожные покровы;
• физические перегрузки (статические и динамические) [4].
Одним из специфических вредных факторов на предприятиях гражданской авиации является шум.
Реакция человека на громкость звука очень индивидуальна и все приводимые численные величины уровня шума являются среднестатистическими. Следует иметь в виду, что хорошо изучено действие шумов высокой интенсивности, но мало что известно о влиянии на организм человека шумов малой и средней интенсивности, а именно таким шумам подвергается большинство населения.
Основные источники производственного шума на объектах гражданской авиации условно можно классифицировать по 5 группам: 1)Воздушные суда, производящие посадку или взлет; 2) Авиадвигатели при перемещении воздушных судов по рулежным дорожкам; 3) Авиадвигатели при их опробовании; 4) Станции испытания авиадвигателей; 5) Технологическое оборудование ремонтных и эксплуатационных авиапредприятий гражданской авиации [4].
Борьба с шумами 2 и 4 группы данной классификации ведется в настоящее время весьма эффективно. Проблемой является борьба с шумами 1, 3 и 5 групп.
Второй специфический вредный фактор гражданской авиации – вибрация. Источниками вибрации обычно служат авиационные двигатели, различные агрегаты, транспортные средства. Неправильная установка этих агрегатов может привести к тому, что шум и вибрация могут проникнуть не только в смежные, но и удаленные от них помещения. Персонал, обслуживающий такие агрегаты и другие виброопасные машины, может оказаться под воздействием вибраций, достаточных для возникновения вибрационной болезни. При этом заболевании человек жалуется на боли в руках, потерю чувствительности, ощущение «ползания мурашек» по телу [4].
В настоящее время сертификация систем управления профессиональной безопасностью и охраной труда в гражданской авиации осуществляется по общеотраслевому (универсальному) международному стандарту в области безопасности – OHSAS 18001:2007 (Система Менеджмента профессиональной безопасности и здоровья). Этот стандарт ориентирован на создание системы управления охраной труда в организации, как составной частью общей системы менеджмента. Он представляет собой требования к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем, дающие возможность организации управлять профессиональными рисками в области безопасности персонала и при этом совершенствовать бизнес.
В последние годы наблюдается тенденция корректировки (гармонизации) российских стандартов и нормативных документов с учетом требований международных стандартов. Так, например, российский нормативный документ – ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации» гармонизирован со стандартом OHSAS-18001.
На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.
При сертификации учитываются следующие особенности:
• факторы для развития менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;
• политика и цели в области охраны труда и техники безопасности;
• структура предприятия. Элементы и основные характеристики при внедрении систем;
• гармоничное сочетание основных задач предприятия с элементами менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;
• документирование в области охраны труда и техники безопасности;
• построение элементов коммуникаций предприятия для выполнения задач охраны труда и техники безопасности;
Система менеджмента предприятия, построенная и сертифицированная в соответствии с требованиями OHSAS 18001, позволяет предприятию создать систему менеджмента здоровья и безопасности, позволяющую: осуществлять контроль за опасными производственными факторами; управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; снижать потери от несоответствующей деятельности; интегрироваться с действующими на предприятии системами менеджмента; внести положительные изменения в имидж предприятия.
В настоящее время в гражданской авиации успешно применяются такие системы менеджмента как управление безопасностью полётов, управление авиационной безопасностью, управление профессиональной безопасностью и охраной труда. В последние годы в указанной отрасли внедряется система менеджмента качества и лишь за редким исключением – система экологического менеджмента.
Список литературы.
1. Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ.
2. ГОСТ 12.0.230-2007. «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001» от 23 марта 2007 г.
3. ОСТ 54-3-2622.75-2000. «Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки» от 1 октября 2000 г.
4. Бурченко Л.А. Охрана труда в гражданской авиации: учебник для ВУЗов.-3-е издание, перераб. и дополнен. – М.: Транспорт, 1983. – 288 с.
5. Постановление Минтранса РФ от 18.07.2002 г. N 5 «О мерах по улучшению условий и охраны труда в гражданской авиации».
6. ОСТ 54.71001-82. «Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования безопасности», 1982.
|