Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (г.Ульяновск)
Современное человеческое общество обеспечивает свое динамическое развитие через интенсивное расширение промышленного производства ставя на первое место извлечение выгоды. Человек выступает как покоритель природы, и в этом стремлении он истощает ее ресурсы, разрушает естественные экосистемы, нарушая биохимические циклы и равновесие в биосфере [4].
В последнее время все больше ученых (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, И.В. Цветкова и др.) приходят к выводу, что одним из приоритетных направлений в разрешении экологического кризиса является не столько хозяйственно-экономическая деятельность людей, сколько нравственное совершенствование человека, культуры его взаимоотношений с природой и другими людьми. Нравственное совершенствование человека можно достичь только через воспитание экологической культуры.
«Хочешь переделать мир - начни с себя» эта фраза имеет непосредственное отношение к экологической культуре. Мы не сможем изменить экологическую обстановку в мире пока не переосмыслим свое отношение к природе, не изменим жизненные позиции. Еще в годы СССР известный биолог А. Яблоков писал:«На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вуза – экологические знания должны иметь высший приоритет»[3]. Но как видно на практике в современном обществе экологические знания отодвигают на задний план.
Процесс формирования экологической культуры человека зачастую осуществляется путем неосознанного подражания внешним образцам, стихийного усвоения и закрепления поведенческих стереотипов. Но это одновременно отражает общественное отношение к экологическим проблемам, а так же желание изменить неблагоприятную социоприродную действительность [5].
Экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека [1].
Литературных данных, касающихся взаимосвязи экологических знаний, установок личности и пола студентов, нами не обнаружено. Это и стало основанием для исследования данной проблемы.
Цель исследования: определить уровень экологических знаний и установки личности студентов, определить зависимости этих параметров друг от друга и от пола студентов.
Задачи исследования:
1.Оценить уровень экологических знаний студентов первого курса;
2. Выявить особенности личностного отношения к природе;
3. Установить зависимость экологических установок от экологических знаний студентов.
Материалы и методы исследования:
Исследования проводились на факультете ветеринарной медицины Ульяновской ГСХА среди студентов первого курса. Наш выбор был определен по тому, что первокурсники стоят на пороге самостоятельной жизни, сделали свой первый самостоятельный выбор – пошли учиться в институт. Всего было опрошено 50 студентов.
Диагностика экологических установок личности проводилась по методу Ясвина В.А. «Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»».
Диагностика экологических знаний проводилась по результатам тестирования [2]. В тесте использовалось 32 вопроса по общей экологии. Экологические знания мы оценивали по трем категориям: высокий уровень знаний (80-100% правильных ответов), средний уровень (50-80%) и низкий (ниже 50%).
Результаты были биометрически обработаны с использованием традиционных критерий математической статистики и являются достоверными.
Результаты исследований.
Диагностика экологических установок личности направлена на определение типа доминирующей установки отношения к природе. Автор, Ясвин В. А. выделяет 4 типа таких установок: эстетическая установка (личность воспринимает природу как объект красоты); когнитивная установка (как объект изучения, получения знаний); этическая установка (как объект охраны); прагматическая установка (как объект пользы) [6].
Диагностирование студентов первого курса по методу В.А Ясвина показала, что они воспринимают природу в основном как объект красоты (Рис.1).
Рис. 1: доминирующая установка отношения к природе у студентов.
Из всех опрошенных студентов около половины – 42% на первое место ставят эстетическую установку, приблизительно треть студентов – 26% ставят на первое место восприятие природы как объекта охраны – этическую установку, а 17% – прагматическую установку и лишь 15% воспринимают природу как объект изучения – когнитивная установка.
У некоторых из опрошенных вообще отсутствовали в ответах этическая (8%) или прагматическая (14% из всех респондентов) установки. Возможно, отсутствие этической установки связано с тем, что у большинства людей пассивное понимание восприятия окружающей среды, не дающее импульса к действию, а точнее нежелание или неумение совершать активные действия по охране среды своего обитания.
Нами оценивались экологические знания студентов первого курса. Всего было 32 общих вопроса по экологии [Власов П.П., Орлова М.В., Спицкий С.В. – Основные законы и тесты по экологии. – Санкт Петербург. – 2009 с.43]. Как показали исследования - экологические знания студентов не гарантируют наличие экологической культуры, так и наоборот (Табл 1).
Табл.1: Оценка экологических знаний студентов первого курса.
По результатам тестирования выявлено, что 41% из опрошенных студентов имеет средний уровень экологических знаний; 59% низкий уровень знаний. Студенты с высоким уровнем знаний экологии, ответивших правильно на 25 вопросов из 32-х среди опрошенных первокурсников отсутствуют.
Выводы:
1. 70% студентов имеют эстетическое восприятие природы.
2. Всего10% студентов воспринимают природу как объект изучения и пользы.
3. Более половины студентов (59%) имеют низкий уровень экологических знаний, 41% - средний. Студентов с высоким уровнем экологических знаний отсутствует.
4. Необходимо повышать экологические знания и культуру у студентов.
Литература:
1. Библиотека и закон: юридический журнал – справочник. – выпуск 23. - №2. – 2007. с.329-333
2. Власов П.П., Орлова М.В., Спицкий С.В. – Основные законы и тесты по экологии. – Санкт Питербург. – 2009 с.43
3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь: Пермский областной совет, 1992.-216с.
4. Тягунова Г.В. Экология//В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. – 2е издание.- М., «Логос» 2006 с.170
5. Шишкина Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры// «Социс» 2008 №9 с.79
6. Ясвин В.А. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»/ Экология и жизнь / №5. – 2007 с 37-39