|
Кемеровский государственный университет, г.Кемерово
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Обучение в вузе требует от студентов освоения новых видов учебной деятельности, возможностей поддерживать высокий темп умственной работы, включения в необычные условия жизни, усвоения социального опыта, расширения общения, что предъявляют высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам их организма. Отсутствие преемственности довузовской и вузовской системы образования определило создание Центра непрерывного образования при КемГУ, объединившего усилия педагогов университета и общеобразовательных учебных заведений. Недостаточная изученность различий процесса адаптации к условиям обучения в вузе, затрагивающего различные уровни организации индивидуальности - от межличностных отношений до физиологического и биохимического, у выпускников специализированных и обычных общеобразовательных школ является предпосылкой проведения данной исследовательской работы.
На 1, 2, 3, 4 курсах исследовались психические функции внимания и памяти, работоспособность головного мозга (РГМ) и уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП), уравновешенность нервных процессов и данные математического анализа сердечного с использованием автоматизированного комплекса «Прогноз»; личностные особенности с применением опросника Р. Кеттелла.
Студенты 1 группы (выпускники лицея, гимназий) на 1 курсе отличаются более высокой продуктивностью кратковременной зрительной памяти и внимания, способностью формировать реакции адекватные условиям опыта, более развитой уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, сформированностью разных сторон интеллекта, общительностью. При относительно равном напряжение регуляторных систем организма у всех студентов, испытуемые 1 группы демонстрируют лучшую успеваемость, как в целом, так и по специальным дисциплинами.
Таблица 1
Психолого-физиологические
показатели студентов 1 курса
|
|
Объем памяти (%)
|
Динамичность (с)
|
Отклонение от
точной реакции (мс)
|
Индекс напряжения
|
Успеваемость
|
|
1 гр. n=18
|
75,75+3,52
|
40,08+1,28
|
646,5+53,34
|
91,44+11,03
|
4,51+0,15
|
|
2 гр. n=40
|
65,24+2,02
|
45,68+1,24
|
1002,22+86,7
|
79,45+7,58
|
3,99+0,0
|
В течение 4 лет обучения в вузе у студентов 1 группы большинство изучаемых психофизиологических, нейродинамических, кардиоритмографических параметров остаются стабильными, наибольшие изменения отмечаются в сфере личностных особенностей. У студентов- выпускников обычных школ от 1 к 4 курсу увеличивается продуктивность памяти, достигая значений испытуемых 1 группы; развиваются функциональная подвижность, динамичность, уравновешенность нервных процессов; изменяются особенности поведения и межличностных отношений; повышается успеваемость. В ходе 4 лет наблюдений более высокой результативности деятельности достигают студенты- выпускники специализированных школ при относительно равной физиологической стоимости учебной деятельности.
|