|
Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Анатомия человека - это первая медицинская дисциплина, которую студенты начинают изучать с первых дней своего обучения в ВУЗе. В это время начинает закладываться любовь к своей профессии и происходит предварительный выбор будущей специальности. В этой связи роль анатомии человека, которая лежит в основе любой клинической дисциплины, трудно переоценить. Поэтому очень важно выделить функционально-клинический аспект в преподавании анатомии человека, а не ограничиваться простым изложением анатомических фактов. Это покажет, что анатомия не просто скопление фактического материала, скреплённого некоторыми теоретическими обобщениями, то есть, как иногда даже встречаются высказывания, является «мёртвой наукой», а наоборот представляется «думающей», развивающейся, ориентирующейся на практическую значимость дисциплиной, при изучении которой у будущих врачей начинают закладываться зачатки клинического мышления.
Такой методологический подход в изучении анатомии человека справедлив при рассмотрении любого её раздела и, в частности, эстезиологии или учения об органах чувств. Так, рассматривая последовательно каждую деталь в строении любого анализатора, начиная от анатомической характеристики его периферического прибора и заканчивая строением проводящих путей данного анализатора и коркового конца, необходимо остановиться на их клинической характеристике. То есть, коснуться нарушений, возникающих при поражениях тех или иных структур, их клинических проявлений. Давая такого рода данные, необходимо ориентироваться на образовательный уровень студентов второго курса. Потому что главной задачей здесь является именно показать важность каждой детали в строении органа чувств и продемонстрировать, что в основе любого патологического проявления, выявляемого клинически, лежит изменение структуры органа.
Такой подход необходим, прежде всего, для создания предпосылок к выбору будущей специальности, а также формирования зачатков клинического мышления.
|