Марийский государственный университет(г. Йошкар-Ола)
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Технические возможности современного информационного общества делают участниками публичных дискуссий миллионы людей, по результатам которых можно проводить референдумы большинства активной части населения. Роль СМИ и СМК в развитии дискуссий заключаются в возможности вести непрерывное общение. Однако социологические иссле¬дования показывают, что зачастую журналисты-практики ориентируются на выполнение заданий издателя, недостаточно отражая при этом потребности и интересы аудитории, которую они воспринимают как объект воздействия, а не как равноправного участника общения.
Обучение организаторов информационного производства, которые бы уже на студенческой скамье получали навыки организации и участия в публичных дискуссиях - одна из актуальных задач образования в области журналистики.
Формирование профессиональной активности в соответствии с новой ролью СМИ требует создания определенных педагогических условий для совершенствования профессиональной готовности по следующим направлениям:
-выступать перед аудиторией по выявленной проблеме для дальнейшего применения в профессиональной практике умений всесторонне информировать аудиторию с целью ее глубокой ориентации по проблемам общественной жизни;
-управлять и стимулировать информационные потоки от аудитории в СМИ;
-умение отражать в СМИ концентрированные коллективные суждения, массовые информационные интересы;
-осуществлять контроль СМИ за реализацией управленческих решений аудитории в официальных структурах общества.
Образованность студентов, которая ведет к профессионализму в будущей профессии – это знания, полученные не только в традиционном учебном процессе. Одним из педагогических условий, активизирующих этот процесс, могут стать дискуссионные формы занятий по учебно-практическому курсу «Масс-медиа и современность» и спецсеминар «Пресс-клуб», проводимый в рамках профессионально ориентированного студенческого клуба «Журналист» Марийского государственного университета. Здесь идет активное формирование вкуса молодых людей, воспитание гуманистического мировоззрения, плюрализма мироощущений, студенту даются широкие возможности для формирования своей собственной, личной позиции.
Курс дает возможность студенту самостоятельно формировать свое мировоззрение, давать оценку различным общественным процессам на основе этических критериев, развивать высокий уровень профессиональной компетентности, включающей такие понятия, как культура речи и универсальная образованность. Важнейшей составляющей дискуссионных форм является постоянная практическая познавательная деятельность: проведение опросов, блиц - интервью, анализ статистических данных, накопление и обработка полученных материалов, использование их для публикаций, выступления перед аудиторией и ведение диспутов по выявленным проблемам. В дискуссионных формах находят свое применение такие важные элементы журналистского образования как основы современной риторики и ораторского искусства, логической аргументации и речевого мастерства. Они способствуют выработке навыков постановки проблемы, умению ее осознать и проанализировать. Дискуссионные формы проведения занятий помогают студентам формировать умения обмениваться информацией о сущности, ходе и результатах исследования вопроса, аргументировать, отстаивать свои взгляды, проникаться идеями других людей, принимать коллективное решение, учат объективности, вырабатывают навыки корректного хода и анализа результатов решения проблемы в процессе свободного обмена взглядами, идеями, знаниями, опытом. Формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности невозможно без создания педагогических условий по проведению таких активных форм занятий как диспут, дискуссия, работа с мнением выбранной аудитории, публичное выступление по выявленной проблемной ситуации и ее коллективное обсуждение.