Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ИНТЕЛЛЕКТ КАК СЛЕДСТВИЕ ОТРАЖЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Печать E-mail
Автор Попова Н.Ю   
08.07.2009 г.

Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика М.Ф. Решетнева   (г.Красноярск)

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


В современную эпоху национального возрождения России мы вновь обращаемся к ее истокам - миру Древней Руси с его непреходящими ценностями, с его духовным богатством, созданными нашими предками. Русская средневековая философская мысль, называемая иначе древнерусской философией, или русской философией эпохи феодализма, представляют такой же уникальный феномен, как древнерусские живопись, архитектура, литература, с которыми она неразрывно связана в едином контексте самобытной культуры Древней Руси. Но в отличие от последних она изучена слабее по ряду причин, хотя ею интересуются более ста лет и ей посвящено немало исследований различного уровня и подхода .
Еще у древних греков существовало убеждение о необходимости и возможности познания законов естества природы. В системе теоретизирования, основанной на этом убеждении Космос (от греч. порядок) представляет «определенную совокупность совершенств, в которую человек обязан встраиваться и которой обязан подчинять всю совокупность своих практических и познавательных притязаний по отношению к окружающей действительности» [1; С.18]. Этим и объясняется тот факт, что изучение интеллекта в рамках отношения сущности и ее опосредованного существования, основанного на диалектике как науке о всеобщей связи явлений мы впервые обнаруживаем у выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля, хотя зачатки формирования этого понятия можно усмотреть уже в «нусе» Анаксагора, к которому восходит происхождение современного понятия «интеллект».  
Культура Древней Руси через труды византийских философов (И. Дамаскина, Ф. Студита и др.) восприняла аристотелевское наследие в соответствии с диалектическими принципами. Это наследие получило колоссальное развитие в трудах таких древнерусских религиозных философов, как Кирилл Туровский, Илларион Киевский, Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий и многие другие. На религиозной основе им удалось представить деятельность интеллекта как отражения внешнего мира и раскрыть эту деятельность, исходя из отношения сущности и ее опосредованного образом существования. Основным принципом в познании становится принцип совершенства.
Обращение к памятникам древнерусской письменности, где термины «образ», «отражение», «сущность», «существование» присутствуют, начиная с самых ранних (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 гг., Синайский патерик, Успенский сборник и др.) [13] и кончая многочисленными источниками XVII в., позволяют вскрыть, что в указанный период в отечественной философии уже существовали представления об интеллекте как следствии отображения действительности.
«Изборник 1076 года» является одним из первых на Руси письменных источников, засвидетельствовавших унаследование византийской философской традиции древнерусскими мыслителями. Автором этого труда стал Иоанн Грешный, с позиции диалектики единого и многого рассматривал образ Святой Троицы, т.е. как сущность, опосредованную существованием трех ипостасей: «Веруй в Отца и Сына и Святого Духа, в Троицу нераздельную, Божество единое – Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного, Духа Святого, не рожденного  не созданного, но исходящего: три – в единой воле [курсив наш – Н.П.], в славе одной, в чести» [2].
Дальнейшую обработку представления об интеллекте, сформулированные византийской философией, получили в философских школах Древней Руси (Иллариона Киевского, Кирилла Туровского), а в особенности в древнерусской философской школе, основоположником которой выступил Сергий Радонежский. К сожалению, его труды не дошли до нас, но позицию этого философа можно проследить в работах его учеников (Кирилл Белозерский, Епифаний Премудрый и др.) и последователей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Зиновий Отенский и т.д.).
Познание Бога как Истины со всей очевидностью выступает у Иосифа Волоцкого именно в диалектическом отношении сущности и ее опосредованного существования, что является основой современной теории отражения. Это происходит посредством приобщения к храму и к святым образам как к опосредованному существованию Бога на земле. Храм понимается этим святым как образ мира небесного: «Бог повелел построить храм, или скинию, внутренность же храма Он повелел устроить как отображение [курсив наш – Н.П.] небесного…» [3; С.148]. Икона как опосредованный образ Бога, по мнению И. Волоцкого, делает возможным общение с Богом, а значит, и познание Его истины как благодати: «Ты видишь, что через эти божественные вещи воздается от нас почесть Богу, а не вещам бездушным. Изображая святых на иконах, мы не вещь почитаем, но от вещественного этого образа возлетает ум наш и мысль к Божественной любви, и через иконы действует Божия благодать неизреченными чудесами и исцелениями» [ 3;С. 164].
В религиозном контексте трудов древнерусских философов именно Бог предстает как истина: «Сама Истина, Господь наш Иисус Христос» или же: «Дух истины, который от Отца исходит» [3; С.193]. Потому и требуется знать все, что является опосредованным божественным существованием на земле, «… ибо Бог есть свет Разума и Солнце правды» [3; С.156]. Бог как Истина предстает перед человеком в разных ипостасях, чтобы божественная истина стала доступной человеческому разуму. Таким образом у человека появляется возможность узреть Его, овладеть Его истиной, т.е. чтобы через опосредованное существование явить несовершенному относительно божественной природы человеческому разуму сущность истины. Человек у древнерусских философов, как и у византийских, сотворен по образу и подобию Бога, что демонстрирует приверженность будущей теории отражения, с одной стороны, и соответствует оформлению совершенства, с другой. Все это характеризует позицию этих философов как сугубо диалектическую. И разум дарован человеку в подобие совершенного Бога: «…и создал человека по образу Своему и подобию, и, уподобив его Себе разумом [курсив наш – Н.П.], позволил ему наслаждаться неизреченными райскими красотами и поставил его царем над всем, что есть на земле» [3; С. 170].
Иисус Христос в трудах славянских философов, как и у византийцев, своей природой демонстрирует следование закону единства и борьбы противоположностей, т.к. «Он един – Сын Божий и Сын Девы. Он и Бог, и Человек, в двух природах: ибо Он единосущен Отцу по Божеству и единосущен Матери по человечеству. И два действия в нем – Божеское и человеческое, и две воли, то есть желания» [3; С. 192]. Поэтому в Иисусе Христе отражается и божественная, и человеческая природа (сущность).
Игнорирование влияния византийской философской школы, воспринявшей принципы аристотелевской философской традиции, на древнеславянских мыслителей (изборник с трудами византийцев был выпущен в 1073 году) приводят к тому, что среди современных мыслителей можно встретить таких, которые считают, что «аристотелева логика впервые попала в Россию поздно и контрабандой. Ее в пересказе Моисея Майонида (сочинение «Шмот га-гигайон» - «Слова логики») принесли в Россию «жидовствующие» только в XV веке» [4; С. 43].
Такая утрата в цепи отечественной философской мысли привела к тому, что некоторые современные исследователи считают диалектическое и западное теоретизирование исторически сменяющимися, а многие и не подозревают о наличии самобытного русского образа мышления, потому на сегодняшний день мы констатируем факт совершенно несправедливого подавления отечественной философской традиции западной. Являясь уникальным феноменом культуры, русская средневековая философия вместе с тем типологически вписывается в общую структуру отечественной мысли. Для русской философии она является начальным периодом, когда были заложены основополагающие традиции. Возвышение оды Ломоносова и Державина, публицистика Герцена, философия истории Льва Толстого, нравственные искания Достоевского, софиология Владимира Соловьева, философские рассуждения Алексея Лосева и многое другое в отечественной культуре XVII-XX вв. уходят истоками в эпоху Древней Руси. Древнерусская мудрость является неотъемлимой частью славянской философской мысли, на которую современными исследователям необходимо обратить пристальное вниамние.

 

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Чуринов Н.М. «Совершенство и свобода» Философские очерки; САА, Красноярск, 2001
2.    Из «Изборника 1076 года». Поучение богатым. Древнерусская Литература. Антология.
3.    И. Волоцкий. Просветитель. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – М. 1993.
4.    В. Россман. Платон как зеркало русской идеи.// Вопросы философии. 2005. №4. С. 43

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99