Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Важнейшими компонентами экологического воспитания являются экологическое сознание и экологическая культура. Экологическое сознание включает в себя такие экологические знания, как факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Экологическая культура как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Формирование экологической культуры является непременной частью деятельности всей системы образования. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентации, система умений и навыков по ее изучению и охране, нормы и правила отношения к природе. Основное содержание экологических научных знаний включает сведения о развитии и целостности природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменения природы в процессе труда, среды и здоровья человека, нравственно-эстетическое развитие личности, взаимодействие общества и природы, а также умения и навыки по изучению и охране окружающей среды Современный этап экологического образования строится на основе изучения природы и общества, их исторической взаимосвязи, социальной обусловленности отношений человека к природе, полной гармонии этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования. Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие принципы экологического образования: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников, систематичность и непрерывность изучения экологического материала, единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды, взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Принципы экологического образования реализуются в практике школы в процессе решения таких задач, как усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека, овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, развитие потребности общения с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, единство экологического и эстетического воспитания. Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды -важнейшее направление экологического воспитания школьников. Ответственное отношение к природе является не только целью, но и результатом экологического воспитания. Экологические убеждения - это твердая уверенность в правильности имеющихся у человека знаний об окружающем мире природы и общества и определенное их понимание. Они является важнейшим личностным качеством, определяющим деятельность человека, включают в себя мотивационную и эмоциональную стороны и реализуются в системе отношений (к людям, к объективным явлениям, к себе, природе и т. д.). Убеждения в необходимости охраны природы относятся к категории нравственных и составляют один из основных компонентов мировоззрения всесторонне развитой личности. В практической деятельности проявляются и закрепляются многообразные мотивы отношения к природе и формируются положительные качества личности, которые определяющие ее стремление к жизни в гармонии с природой. Характер поступков, действий, направленность всей практической деятельности выражают устойчивые позиции школьника в его отношении к окружающей природной среде. Литература: 1. Экологическое образование школьников / Под ред.И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983. 2. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко. - М.: Педагогика, 1984. 3. Корниенко Е.А. Экологическое воспитание школьников. / Под ред.проф. В.В.Макаева. - Пятигорск: изд. ПГЛУ, 2004. 4. Корниенко Е.А. В.А.Сухомлинский об экологическом воспитании// История и современные проблемы сравнительной педагогики. Выпуск 2-й. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2004.
|