|
Пятигорского государственного лингвистического университета Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Экологическое воспитание начинается практически с момента рождения ребенка, в его семье. Первые уроки ребенок получает, наблюдая за поведением родителей и других близких ему людей, за их отношением к окружающей среде и подражая им. Экологическое воспитание формирует в детях ответственное отношение к окружающей среде, любовь к родной природе. Одним из средств экологического воспитания подрастающего поколения у древних славян были праздники. Они составляли важную часть общественной и семейной жизни. Языческие праздники воспринимались как нечто священное, как время слияния с божественным и приобщения к духовным ценностям. Языческие праздники, как и повседневная жизнь древних славян, были тесно связаны с природой. Педагог Г.Н.Волков считает, что «весь образ жизни определяется родной природой. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Народ и природа неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле» (1, 128). Одним из средств достижения такой гармонии у древних славян были языческие обряды, праздники. Все народные праздники связаны с реальной жизнью – жизнью древних славян, всего живого. Подчеркивалось, что жизнь зависит от природных условий и прежде всего от погоды. Древние славяне не понимали многих явлений природы, но будучи тесно связанными с ней они учились строить свою хозяйственную жизнь и быт в соответствие с явлениями природы. Они умели ценить природные дары и учили этому своих детей. Праздники, обряды, ритуалы были направлены не только на формирование у молодежи бережного отношения к природе, но и на формирование преклонения перед ней. Народ учил детей тому, что Земля – живая, а значит о ней надо заботиться, ее надо почитать и защищать.
Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
|