|
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Одним из условий внедрения информационных технологий в практику образования является подготовленность педагогов к их использованию, и это предопределяет актуальность их подготовки, предъявляет повышенные требования к содержанию последней. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является формирование информационной компетентности. Информационная компетентность современного учителя является основополагающей для жизнедеятельности в информационном обществе, она становится важнейшей частью профессиональной деятельности. Сущность результата образования можно понять «только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности» [1]. Мы считаем, что структуру информационной компетентности можно представить в виде иерархической «образовательной лестницы восхождения человека» к более высоким образовательным результатам [1]: информационная грамотность, информационная образованность, профессиональная компетентность, информационная культура и индивидуальный информационный менталитет личности. В современной дидактике еще не выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебного материала. Существуют различные подходы к определению количества возможных уровней и характеристике. Лернер И.Я. [2] и Скаткин М.Н.[4] выделяют три уровня усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание; применение знаний в сходной ситуации, по определенному образцу; применение знаний в новой ситуации. Архангельский С.И., Гербарт И.Ф. и Беспалько В.П. определяют четыре уровня научного познания как четыре ступени интеллектуального развития обучаемых в учебном процессе. У Архангельского С.И. [3] это: оперирование представлениями и изучение признаков; оперирование понятиями и логическими связями; обобщение признаков, представлений и понятий, инвариантных и изоморфных представлений; свободное оперирование абстрактными понятиями и отвлеченной научной символикой, у Гербарта И.Ф. [4] это: ясность, ассоциация, система, метод. Рассматривая уровни усвоения, Беспалько В.П. [5] предлагает «генетическую структуру мастерства человека» в виде следующих последовательных уровней усвоения: узнавание, репродуктивное действие (знания-копии), продуктивное действие, творческое действие. Блюм Б.С. [4] предложил рассматривать шесть уровней усвоения учебного материала: знания, понимание, перенос, анализ, синтез и оценка. Следует отметить, что классификация, предложенная Беспалько В.П., признана большинством исследователей в качестве классической и является наиболее часто используемой в дидактике. Однако преподаватель при проектировании информационной технологии образования сам вправе выбирать наиболее приемлемый для него вариант. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и их правильное задание позволяет обеспечить в конечном результате подготовку компетентного специалиста.
Литература: 1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высш. шк., 1980.-368 с. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.-192 с. 3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998. 4. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знания, 1978, 112 с. 5. Фокин Ю.Г., Корзун М.М. Основы интенсификации обучения в вузе. Курс лекций. - М.: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1987. – 160 с.
|