Иркутский государственный медицинский университет
Движущей силой процесса обучения, обеспечивающей его результативность, является мотивация. Формирование мотивации к обучению у студента подразумевает создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Цель работы: изучение мотивации учебной деятельности студентов стоматологического факультета медицинского ВУЗа.
Материалы и методы. Было проведено анкетирование 100 студентов 2, 3, 4 и 5 курсов стоматологического факультета сплошным методом. Респондентам предлагалось ознакомиться с 16-ю предложенными мотивами учебной деятельности и оценить их значимость для себя в баллах от 0 до 10 баллов.
Результаты. При изучении анкет студентов 2 курса выявлено, что наиболее значимыми мотивами служат желание развиваться, достичь большего (9,0 баллов), интерес к предмету (8,86 балла), желание получить высшее образование (8,59 балла), возможность хорошо зарабатывать в будущем (8,5 балла), престиж и востребованность будущей профессии (8,45 балла). Наименьшую значимость имеют желание быть лучшим на курсе - 3,05 балла, уважение однокурсников - 4,9 балла, принадлежность к группе (интеллигенция) -5,9 балла.
Для студентов 3 курса установлена следующая значимость мотивов обучения: желание развиваться, достичь большего - 9,3 балла, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата - 9,17 балла, эстетическая удовлетворенность своей работой - 8,9 балла, возможность хорошо зарабатывать в будущем - 8,87 балла, интерес к предмету - 8,78 балла. Последние места при ранжировании заняли следующие мотивы: желание быть лучшим на курсе - 2,9 балла, уважение однокурсников - 3,82 балла, принадлежность к группе (интеллигенция) – 3,96 балла.
Студенты 4 курса следующим образом определяют для себя важность предложенных в анкете мотивов обучения: желание знать и понимать предмет -8,95 балла, желание развиваться, достичь большего- 8,5 балла, интерес к предмету – 8,28 балла, возможность хорошо зарабатывать в будущем - 8,0 балла, желание получить высшее образование– 7,89 балла. Наименее значимы по-прежнему уважение однокурсников - 2,3 балла, желание быть лучшим на курсе - 3,44 балла, принадлежность к группе (интеллигенция) - 4,2 балла.
Для студентов 5 курса на первых пяти местах по степени важности располагаются желание развиваться, достичь большего - 9,68 балла, желание знать и понимать предмет - 9,37 балла, эстетическая удовлетворенность своей работой - 9,31 балла, интерес к предмету и возможность хорошо зарабатывать в будущем по 9,13 балла, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата - 8,75 балла. Наименее значимыми остаются желание быть лучшим на курсе - 4,06 балла, уважение однокурсников - 4,5 балла, принадлежность к группе (интеллигенция) - 5,25 балла.
Выводы. В динамике за период обучения мотивационный компонент «желание знать и понимать предмет» имеет наиболее резко выраженные колебания, занимая на 2 курсе 2 ранговое место, к 3-му курсу он снижается до 7, однако постепенным освоением специальности на старших курсах он вновь повышается до 1-2 рангового места.
Первые 5 мест преимущественно представлены внутренними мотивами к обучению (желание развиваться, достичь, желание знать и понимать предмет, эстетическая удовлетворенность своей работой, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата). Из внешних причин в первую пятерку вошли такие мотивы как интерес к предмету, возможность хорошо зарабатывать в будущем, желание получить высшее образование, престиж и востребованность будущей профессии.
Интересно, что на 2 курсе из пяти приоритетных мотивов только один является внутренним, а последующие четыре - внешние. К третьему курсу соотношение несколько меняется. Теперь три мотива из пяти являются внутренними, а два – внешними. К четвертому курсу снова появляется небольшой перевес внешних факторов. В пятерке наиболее значимых студенты размещают три внешних мотива (интерес к предмету, возможность хорошо зарабатывать в будущем, желание получить высшее образование). Однако на пятом курсе определяется значительный перевес внутренних мотивов (четыре из пяти), таких как, желание развиваться, достичь большего, желание знать и понимать предмет, эстетическая удовлетворенность своей работой, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата. Из внешних мотивов стабильно присутствуют интерес к предмету и возможность хорошо зарабатывать в будущем (одинаковая степень важности по количеству набранных баллов).
Подводя итог, можно отметить, что внутренняя, познавательно-побуждающая мотивация является важным фактором активизации учебного процесса и повышения эффективности обучения, поскольку именно она побуждает студента развивать свои возможности. Задача преподавателя состоит в организации учебной деятельности студентов таким образом, чтобы мотивация достижения не препятствовала возникновению познавательной мотивации.
|