Ангарская Государственная Техническая Академия Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Современная направленность Российского государства к демократизации общества, рыночным отношениям, поворот к соблюдению прав и свобод граждан существенно меняют все стороны жизни общества и требуют от личности новых особенностей, качеств и возможностей. Концепция обучения в высшей школе в своих основных принципах опирается на мировой опыт подготовки специалистов и исходит из того, что образованный человек должен на достаточном уровне обладать необходимыми специальными знаниями и умениями в определенной профессии и квалифицированно разбираться в современных условиях жизни, людях и отношениях,[1]. Каждый человек желает быть сильным, уважаемым, успешным и владеть всеми необходимыми для этого умениями. Современному студенту для этого необходимо и важно сполна использовать свои потенциальные возможности. Это связано с возможностями стать человеком, отвечающим требованиям мирового уровня, достижений культурно-исторического опыта человечества, профессиональной умелости, внутреннего чувства хозяина своей судьбы. Зависит это прежде всего от самого человека, от его работы над собой, целеустремленности и упорства, от умелого использования предоставленных прав и свобод. Все перечисленное подразумевает наличие разного рода самости (К. Юнг): самоактуализацию, саморегуляцию, самоутверждение.[3]. Для достижения такого уровня современного студента необходимы особого рода формы активности, как в поведении, так и в деятельности. С нашей точки зрения, такая активность в дальнейшем послужит источником повышения эффективности, обученности, образованности, профессионализма. Проблема проявления активности-пассивности в поведении и деятельности одна из центральных проблем нашей действительности. Пассивные формы поведения личности вызывают множество проблем. Психологи отмечают среди них такие как трудности в установлении контактов, в выражении своего мнения и отстаивании своих прав, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии.[4]. У людей с пассивными формами поведения наблюдается дефицит в выражении эмоций, дефицит речевых реакций и действий. Как правило, появившись в детстве эти формы переходят во взрослую жизнь. Они создают немало препятствий в учебной деятельности и общении и в студенческой жизни. Активная позиция личности отличается развитой коммуникабельностью эмоциональной непосредственностью, умением презентации своих достижений. Как показывает практика студент с выраженной активной позицией и стремлением действовать легко справляется с заданиями, связанными с подготовкой выступления: сообщение, доклад, реферат. Активность помогает студенту и является движущей силой его личностного развития и самореализации. Проблемой активности – пассивности в поведении и деятельности занимались отечественные и зарубежные исследователи. Проблемой застенчивости как формы пассивности занимался Ф. Зимбард и выявил, что 42% студентов обладают той или иной степенью застенчивости. Девиантное поведение затрагивается в исследованиях американского исследователя Ю. Клейберка. Среди отечественных психологов проблемами активности и пассивности занимались А.Н.Леонтьев, А.Н.Галигузова, А.Ф.Лазурский, Н.И. Пешкова и.т.д. Таким образом, этой проблеме уделяется значительное внимание, как в отечественной психологии, так и за рубежом. Опираясь на взгляды зарубежных и отечественных психологов и следуя гуманистической традиции с ее акцентом на самопознание, тенденции человека к самореализации, одной из задач психологического цикла дисциплин Ангарской Государственной Технической Академии является развитие и становление активной поведенческой и деятельностной позиции студента. Эта позиция проявляется в достижении высокого уровня коммуникативных умений и навыков, инициативности, самопрезентации себя и своих достижений. Формирование проявлений активности личности студента в условиях преподавания психологического цикла дисциплин ведется путем постановки особого рода задач перед студентами и последовательного усложнения целей на практических занятиях: 1. Практические занятия по выявлению особенностей личности студента. На занятиях студенты психологических специальностей путем тестирования, самостоятельно определяют особенности психических процессов, уровней способностей, мотивации, поведенческие особенности. Особое внимание уделяется индивидуальным способностям студентов. Ведь именно путем выявления и использования развитого вида способностей, студент может проявить себя в определенном виде деятельности, а значит проявить активность.[5]. 2. Занятия, где уделяется внимание составлению характеристики с учетом получаемой профессии студентом (менеджер, экономист, инженер). Материалом для составления характеристики служат данные, полученные на занятиях первого цикла. На занятиях, происходит осознание уникальности человека и приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые надо осознавать и уравновешивать. Самостоятельный анализ результатов характеристик с точки зрения активности дает базу для поиска успешных стратегий поведения и деятельности. 3. Семинарские занятия, в которых используются элементы деловых, ролевых игр; идет определение критериев успешного выступления для индивидуальных выступлений студентов. В число таких критериев входят следующие: владение текстом, продумывание элементов заинтересованности слушателей, соблюдение речевой культуры. В повышении познавательной мотивации и уровня психологической культуры, а так же формировании внутренней активной позиции студентов, помогает ежегодное проведение психологических олимпиад среди непсихологических специальностей. На таких мероприятиях каждый желающий студент имеет возможность проявить свои знания в области социальной, экономической, инженерной отраслях психологии, показать качественно новый уровень своих знаний. Итак, психологические дисциплины с использованием вышеперечисленных особенностей занятий строятся с учетом новых социально - экономических реалий, имеют главной и основной целью - развитие активной личности студента, а также создания условий , обеспечивающих саморазвитие и самореализацию личности студента. Путем развития поведенческой и деятельностной активности студента возможно достижение эффективности процесса обучения, а также развития «самости» , что приведет к высокому уровню профессионализма.
Литература: 1. Талызина Н.Г. Условия обучения, обеспечивающие эффект развития. //Психология в вузе. 2004, №1. 2. Марцинковская Т.Д. Психология в вузе: проблемы и перспективы развития //психология в вузе 2004 №3. 3. Леонтьев Д. А. Теория личности А. Н. Леонтьева.// Психология в вузе. 2004 №2. 4. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М ., Педагогика. 1991. 5. Поляков Ю.Ф., Солод К. В. О развитии инициативности у детей // Вопросы психологии .2000, №4. 6. Ромащук А.Н., Сиднева А.Н., Скворцов А. А. Проблема специфики человеческой активности в теории деятельности А. Н. Леонтьева // Психология в вузе. 2004. №4.
|