ОЦЕНКА ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
|
|
|
|
Автор Воробьёва Е.В., Томарева И.В
|
|
08.07.2009 г. |
Волгоградский государственный медицинский университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В литературе обсуждаются вопросы зависимости эффективности учебной деятельности от “физиологической цены” обучения. С другой стороны, успеваемость студентов в значительной степени определяется характером и силой мотивации. При этом важным компонентом в ее структуре в первую очередь является мотивация достижения успеха, включающая два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Оценка мотивации достижения проводилась методом экспертной оценки. Все студенты на основании полученных данных были условно разделены на три группы: 1) с преобладанием мотивации достижения успеха, в которую вошли лица с оценкой 97 баллов и более; 2) с мотивацией избегания неудач – с оценкой менее 49 баллов и 3) среднюю группу, в которой трудно однозначно установить преобладание одного из мотивов, – с оценкой от 50 до 96 баллов. К первой группе было отнесено 55% всех обследованных, ко второй - 20% и к третьей – 25%. В выделенных группах проводился анализ сердечного ритма по Р.М.Баевскому. Полученные данные показали, что в группе студентов с мотивацией достижения успеха частота сердечных сокращений в покое составила в среднем 86,1 уд/мин, что достоверно выше на 11% по сравнению с данным показателем в средней группе (p<0,05). Частота сердечных сокращений в группе с мотивацией избегания неудач составила в среднем 81,3 уд/мин. Достоверно более высоким в группе студентов с мотивацией достижения успеха оказался показатель индекса напряжения. Он в среднем был выше на 34% (p<0,05) и 25%, чем в группе лиц с мотивацией избегания и в средней группе соответственно. По другим показателям кардиоинтервалографии достоверных отличий не выявлено. Таким образом, наибольшее напряжение регуляторных систем организма наблюдается у студентов с мотивацией достижения успеха. По-видимому, это обусловлено повышенными требованиями к себе, а также стремлением добиться цели в учебной деятельности, во что бы то ни стало. В то же время у лиц, у которых трудно определить преобладание одного из мотивов наблюдается оптимальное напряжение регуляторных систем.
|
|
Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
|