|
Авторы: Вязьмин А.Я, Клюшников О.В., Подкорытов Ю.М., Кострицкий И.Ю.
Иркутский государственный медицинский университет
В соответствии с действующим законодательством зубные техники должны раз в пять лет проходить усовершенствование и подтверждать сертификат по специальности «стоматология ортопедическая». Учебные циклы, как правило, проводятся на стоматологических факультетах высших учебных заведений или институтов усовершенствования врачей. В штатах этих учреждений занятия проводят высококвалифицированные специалисты, а учебные базы оснащены современным оборудованием, аппаратами, приборами и материалами. Программа и тематический учебный план содержат все разделы зуботехнического производства, представляющего собой сложный конгломерат многих технологий и методик. По окончании учебного цикла курсанты сдают экзамен: тестовый контроль на компьютере и предметное собеседование. Приказом МЗ России № 186 от 05.06.1998 г. Продолжительность учебного цикла усовершенствования зубных техников определена в 144 часа.
Курсанты на циклах формируются по группам, которые состоят из 4-6 человек. Эта процедура, вроде бы простая, с психолого-педагогических позиций имеет важное значение и в большей степени определяет организационную структуру учебного занятия и специфику преподавания.
Особенностью контингента курсантов является резкое различие по ряду важных показателей: возрасту (молодые, зрелые и пожилые), образованности, стаже работы, квалификационной категории, узкой производственной специализации.
Указанные особенности существенно затрудняют или делают невозможным однородных по перечисленным показателям групп, что является необходимым для использования традиционных, стандартных приемов обучения, когда учебный материал изучается в строгой последовательности. Преподавателям приходится использовать не стандартные способы решения сложной задачи: как системно, в полном объеме выполнить программу обучения, учитывая, что заинтересованность курсантов в освоении отдельных разделов программы разная, а также то обстоятельство, что значительная часть курсантов приходит на усовершенствование не по своей инициативе, а по обязанности. Эффективность учебного процесса в значительной степени страдает от того, что знакомство с такими сложными технологиями, как литейное дело, моделирование и получение сложных цельнолитых конструкций, компьютерное моделирование, работа с артикуляторами, фрезерование и рядом других сложных технологий, требующих значительно больше времени, чем это обозначено в программе.
Перечисленные обстоятельства вынужденно приводят к выводу, что учебный процесс в значительной мере приобретает ознакомительный характер и может вызвать интерес только у некоторых курсантов.
Освоение сложных технологий в зуботехническом производстве предполагает использование дорогостоящего оборудования, инструментов, приборов и материалов, в связи с чем процесс обучения является затратным для учреждения и курсанта.
Практический опыт проведения циклов усовершенствования зубных техников в Иркутском государственном медицинском университете, а также изложенные выше данные сформировали убеждение о необходимости пересмотра системы усовершенствования зубных техников и создание новой модели основанной на необходимости дифференцированного подхода к организации учебного процесса и учета личного интереса каждого зубного техника. Этому способствовало бы законодательное положение, предоставляющее каждому специалисту – зубному технику право самостоятельно выбирать способ повышения квалификации с сохранением гарантии получения документа об общем усовершенствовании, а также сертификате специалиста при условии успешной сдачи экзамена.
|