Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
Описываю реальный случай, который, возможно, кому-то поможет осмыслить механизмы непроизвольных движений. «Поезд «Санкт-Петербург-Москва» задерживался на 5 часов. Лето; ночь; идти некуда; делать нечего. Сидя на бордюре привокзальной площади, на ум пришла идея строить мысленный фрактал. Представим вертикальный цилиндр (сантиметров 10-20 в диаметре, полметра высотой), в нем еще один, в нем еще один поменьше, как «матрешки». Мысленные конструкции рассыпались и вновь велись попытки удержать их вместе; вплоть до тоненького цилиндра с волосок. На эту постройку ушло часа два-три. Вдруг ноги заходили «ходуном», сокращаясь в коленных и отчасти тазобедренных суставах (разные группы мышц сильно и грубо сокращались ориентировочно раз в две или четыре секунды /?/, порой реже). Тряска продолжалась и соседи начали посматривать косо. Пришлось взять вещи и как-то передвигаться с одного места на другое, пока опять кто-то не подмечал неладное. Состояние не нормализовалось с час. Тяжелые сумки как-то прижимали ноги к земле, поэтому стоя сокращения были заметны меньше; но приходилось перемещаться. В вагоне поезда тряска все-таки через полчаса стихла без приема лекарственных препаратов. Мышцы рук, шеи, спины были в обычном состоянии.» То есть в основном был задействован лишь участок спинного мозга. Как объяснить данный феномен?
Можно говорить все, что угодно – что в основании природы лежит «математика» (в том числе фрактальная) и «филология» (тексты, знаки), гравитационное поле и элементарные частицы, эфир и струны, темная энергия и темная материя, оператор (Бог), жизненный порыв, эмоции голограмм и прочее. Многие философские положения нельзя ни доказать, ни опровергнуть (или, наоборот, можно доказать и можно опровергнуть /знаменитые «антиномии Канта» - прообраз принципа неопределенности, лежащего в основе «тонкой материи»/). Ствол древа развития (наук, эволюции живых организмов, гемопоэза) дуалистичен и недифференцирован [так, согласно «закону периферийного развития» рептилии появились не от амфибий, а от предков амфибий; птицы – не от рептилий, а от предков рептилий, и пр.]. В каждой системе или самоорганизующейся сложности обязательно должно быть недифференцированное звено с «бесконечными» потенциями (типа стволовых кроветворных клеток /СКК/), отвечающее за творчество следующей ветви развития. И чем ближе к «стволу древа», тем четче дискретность, целочисленность и медленнее ритм (периодов деления СКК). Это диалектика. Но есть противоположность – метафизика типа таблицы Менделеева с периодами повторных аналогий. Аналогии прослеживаются и среди субатомных частиц. Почему метафизика в описанном выше случае запустила «ритм сокращений» (диалектику)? Как образ разворачивается в динамику? Или это симметрийно (с разницей «чуть-чуть») почти одно и то же?
Изоморфизм на разных уровнях организации материи исследуется синергетикой. Фракталы рассматриваются как один из способов самоорганизации природы. Различают фрактальные структуры /статика/ (некоторые месторождения полезных ископаемых типа «матрешек», лист папоротника, ель, капуста брокколи, ветвление бронхов, кровеносных сосудов и пр.), фрактальные процессы /динамика/ (агрегации клеток), фрактальные флуктуации (фликкер-шум в переходных фазах и «стволе древа»). Музыкальные октавы, «вертикальные» группы химических элементов – это тоже фрактал. Но есть «фрактал фракталов», как постоянная «е» (по аналогии), своего рода ускорение ускорения.
Порассуждаем аналогово и примитивно. Металлы отдают, галогены берут и светятся почти радикалами как «звездочки» (а инертные элементы уже «набрались» до «мертвого» состояния в одиночестве). Азот флуктуирует разными валентностями. Углерод способен давать остов размерности один (цепи органики), два (ароматические кольца, графит), и три (фуллерены, алмаз). Статика (углерод) «бок о бок» с динамикой (азот) – это смещение на «чуть-чуть» («диссимметризация» /Кюри/). Там, где «чуть-чуть» (полиморфизм неопределенности) и совершенство (симметрии), там сфера искусства, дипломатии, гомеостаза, жизни, красоты (левая и правая половины лица несколько асимметричны для «живости», чтобы не пахло мертвечиной). У металлов мало электронов (они бедные), но зато могут синхронизироваться. Полный набор электронов у инертных элементов – одиночество после расцвета (галогенов). Ствол древа (середина между ветвями) - это углерод и азот, кремний и фосфор (среди р-элементов); среди d-элементов - вариабельное срединное железо и почти крайние «звездочки» - серебро и золото (рядом с «пакостными» кадмием и ртутью, замыкающими d-элементы в своих периодах).
Одна ветвь от середины к «звездам», расцвету - это нечто внешнее; вторая ветвь к металлам – что-то ближе к корням древа, опоре, внутреннему. Получается, что основа развития – срединный путь (переходная фаза между внутренним и внешним) – дуализм углерода и азота, давшим жизнь белкам и живым организмам («жизненный порыв» по Бергсону). Электрический ток в металлах сродни нервным импульсам по нейронным сетям; образы – нечто артистичное, квантованное, претендующее на одиночество. Связующим звеном между образами («пространство») и импульсами («время») должно быть дуалистичное среднее. Как бы не ошибиться в определении этого главного на всех уровнях развития? В «ключевых» флуктуациях лучше всех разбирается проф. С.Э.Шноль. Надо все усилия фундаментальной мысли перебросить только в это направление.