Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Раньше под самостоятельной работой студентов имелись в виду только внеаудиторные занятия, теперь такое понимание должно быть признано устаревшим. Весь учебный процесс от начала изучения учебных курсов и до экзамена должен быть рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя, так как при всей значимости различных видов учебного процесса конечный результат обучения в решающей степени определяется организацией его рациональной системы самостоятельной работы.
Организующим контрольным началом за самостоятельной работой, является обеспечение студентов на весь учебный год графиками индивидуальных собеседований, планами практических и лабораторных занятий, методическими разработками тем для самостоятельного изучения, списками литературы.
Существенным моментом в контроле за самостоятельной работой является оказание необходимой помощи студентам в овладении основами организации самостоятельной работы, личного умственного труда, методикой рационального использования бюджета времени.
Действенность контроля за самостоятельной работой студента обеспечивается также регулярно проводимыми модулями по изучаемым темам, что дает возможность конкретно определить уровень их подготовленности, уточнить знание терминологии предмета, помочь методическим советом.
Повышению эффективности контроля за самостоятельной работой студентов способствует применение календарно-тематических планов учебных занятий, которые должны включать как все виды аудиторных занятий, так и самостоятельную работу студентов с четким определением объемов заданий, трудоемкости их выполнения, формами контроля. Планы, которые предполагается разрабатывать по каждой теме учебного курса, должны содержать основные вопросы лекций, практических и лабораторных занятий, необходимый перечень подлежащих изучению литературных источников, набор наглядных пособий (схем, графиков, слайдов и др).
Отдавая должное методу контроля за самостоятельной работой студентов, необходимостью является централизованное изучение и обобщение этого опыта, поскольку на разных кафедрах различны уровни его использования.
Контроль за организацией самостоятельной работы студентов настоятельно требует, чтобы профилирующие кафедры вуза, методические комиссии чаще обсуждали их на своих заседаниях, обобщали бы передовой опыт, делали его достоянием других, способствовали бы общему повышению качества учебного процесса, улучшению подготовки квалифицированных специалистов.