Дальневосточный государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Важность наличия у женщины сформированной позитивной гендерной идентичности, ее сложная структура, неоднозначный путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов позволяют говорить о гендерной идентичности как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для ее исследования. Процесс формирования гендерной идентичности вызывает пристальный интерес психологов, социологов, философов, культурологов (З. Фрейд, Столлер, К. Хорни, Т. Парсонс, ). В работах отечественных исследователей интерес к проблемам гендерной идентичности, гендерной роли, гендерным стереотипам проявился не так давно в 80 – 90 годах прошлого века, однако благодаря научным изысканиям Дворянчикова, О.М. Здравомысловой, Д.Д. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, Е.Т. Соколовой, О.К. Труфановой и др. гендерное знание приросло еще и российским опытом.
Актуальность изучения проблемы гендерной идентичности женщины продиктована множеством противоречий, существующих в отношении так называемого женского вопроса. Настоящее время можно обозначить как время перемен в отношении женской гендерной идентичности, восприятия женщинами самих себя, своего места и роли в обществе. Наблюдается смена ценностных ориентаций, отсутствие четко структурированных нормативных гендерных моделей. Некоторые исследователи (Hagreaves D.J., Colley A.M., 1986) склонны утверждать, что в настоящее время в культуре отсутствует стереотип «настоящей женщины». С одной стороны это приводит к многообразию подлинно женских качеств и дает возможность женщине выбирать, какой ей быть, оставаясь при этом самой собой. С другой стороны наблюдается внутриличностный гендерный конфликт, некая гендерная неопределенность, женщина испытывает экзистенциальный кризис в отношении своего предназначения, традиционная гендерная идентичность претерпевает значительные изменения, нарушается сценарий развития женщины.
Одним из наиболее спорных на сегодняшний день вопросов является вопрос о так называемом «естественном предназначении женщины». Все разнообразие существующих направлений и концепций можно выразить в двух основных подходах. Первый называемый традиционным или патриархальным рассматривает материнство с точки зрения природно-биологических позиций и представляет материнство как единственную форму самореализации женщины, предназначенную ей от природы. Что ограничивает ее права самореализацию, свободу выбора,
Иная позиция представлена в работах сторонников феминистического направления, в которых самореализация, личный успех связывается исключительно с профессиональными достижениями, карьерным ростом, социальным статусом, в то время как материнство противопоставляется самораскрытию и самореализации женщины, рассматривается как «потеря себя», помеха к личностному развитию, жертва, лишение привычных радостей жизни. В результате происходит снижение ценности материнства, его девальвация, утрачиваются межпоколенные связи.
Однако, несмотря на утверждения сторонников фемининизма о полном равенстве мужчин и женщин, биологически обусловленная способность продолжению рода, материнству остается прерогативой женщин. Женщины продолжают рожать детей и очень важно, чтобы мать обладала тем уровнем развития личности, который дал бы ей возможность воспитать психически здорового и эмоционально благополучного ребенка. Интерес психологов к проблеме взаимоотношений матери и ребенка закономерен – роль матери в формировании психически здоровой личности отмечен многими исследователями. Существует огромное количество работ посвященных вопросам взаимодействия матери и ребенка, особенностей существования диады «мать-дитя» (М. Айнсворт, Дж.Боулби, Д. Винникотт, М. Кляйн, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). В отечественной психологии акцент делался на эмоциональном аспекте взаимоотношений ребенка и взрослого (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.Я. Варга, С.Ю. Мещерякова). Последние годы появилось достаточно исследований в области девиантного материнства, нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами эмоционального неблагополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии. Эти исследования позволяют сделать вывод, что дисгармоничный характер взаимоотношений в системе «мать-дитя», является критерием гендерного неблагополучия, отмечаемого рядом авторов (В.В.Абраменкова, С.Айвазова, М.Арутюнян, Н.С.Бурлакова, О.Здравомыслова, Ф.Лэонтиу, Е.Т.Соколова, Н.К.Радина). Только в случае положительного эмоционального отношения матери к ребенку, принятие ею материнской роли, позволяют ребенку испытывать чувство эмоционального комфорта и благополучия, которые в свою очередь необходимы для нормального психического развития ребенка во всех сферах. Существующие подходы к проблеме затрагивают в основном проблему зависимости психологической готовности к материнству и развития ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что для эмоционального благополучия ее ребенка необходимым является наличие у женщины, во-первых, позитивной некризисной гендерной идентичности, которая выражается как стабильная гендерная самоидентичность, принятие своей гендерной роли и является одной из определяющих составляющих психического здоровья личности, связанной с процессами самоотношения, самопринятия и самоуважения; во-вторых, определенного уровня самореализации, так как, по мнению онтопсихолога А. Менегетти, чтобы быть хорошей матерью, надо прежде быть счастливой женщиной, т.е. способной к самостоятельному функционированию, действующей в интересах своей индивидуальности. Женщина должна быть самодостаточной и видеть в детях только одну из возможных форм самореализации, реализуясь в других сферах жизни, в том числе и профессионально. Так как именно профессиональная самореализация может дать женщине психологическую и экономическую самостоятельность, независимость, самоуважение, личностный рост и является одной из наиболее доступных и одобряемых обществом форм реализации личности.
Можно сделать вывод, что только женщина, с одной стороны сильная, свободная, самореализующаяся личностно и профессионально, с другой - ощущающая свое предназначение, принимающая себя, имеющая сформированную женскую гендерную идентичность, будет испытывать удовлетворение от жизни и сможет быть действительно хорошей матерью своему ребенку.