Оренбургский государственный педагогический университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Одной из наиболее существенных тенденций развития современного образования является гуманизация, как переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов естественно-научного и гуманитарного циклов: сотворчество, культуросообразность, аксиологичность. Естественно-научное образование, сочетающее развитие понятийной и образной стратегии рассуждения и обоснования применительно к педагогической деятельности позволяет не просто осваивать новые методы познания, но и служит способом освоения любой изменяющейся ситуации, вырабатывать перспективный стратегический взгляд на движение научного познания, осознавать место своей профессии в социальном контексте. В естественно-научном образовании отводится огромная роль чувственно-наглядным и интуитивным образам. В качестве основного условия образовательного процесса как совершенствования, и новой задаче обучения, мы выделили студента, владеющего умениями культуротворческой деятельностью. В культуротворческой деятельности достаточно выражены все основные виды человеческой деятельности: ценностно-ориентировочная, познавательная, преобразовательная (проектировочная и практическая), коммуникативная (общение) и эстетическая, в ней актуализировались личностные функции студента - выбор, оценка, рефлексия, диалог, ответственность, нравственность, автономность. Культуротворческая деятельность способствует становлению субъектности участников образовательного процесса. Культуротворческая деятельность определяется нами как способ сознательной организации педагогической деятельности, обеспечивающая полноту освоения учащимися знаниями умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования, саморазвития. Культуротворческая деятельность реализуется на трех уровнях: гуманизма и сотрудничества (универсальный уровень); духовно-нравственной жизни общества как основы культуры общения (социоцентрический уровень); культуры личности (индивидуальный) Индикатором культуротворческой деятельности педагога является нравственно-гуманистическое отношение к деятельности ученика. Интеграция естественно-научного и гуманитарного знания - развитие способности аналитически оценивать информацию и возможности возникновения в связи с ней каких-либо конфликтов. Что, в конечном счете, способствует актуализации понятия профессиональной ответственности за последствия создания и использования технологии, является ключевой позицией педагога. Мировоззренческие универсалии определили способ осмысления, понимания и переживания студентом окружающего мира. Система универсалий культуры выделенных в спецкурсе: пространство, время, информация, экологическая культура, экология человека, экология природы, нравственная позиция личности, ответственность за сохранение среды обитания в качестве «генома социальной жизни». Система универсалий гармонично включает знания по химии, биологии, экологии, философии, наук о человеке в обобщенную картину мира, мировоззрения эпохи. Эффективными методами актуализации культуротворческой деятельности студента являются проблемные методы обучения. С этой целью в учебный процесс нами был введен элективный курс «Химия загрязнений», который включает проблемные ситуации. Задачи с жизненно-практическим содержанием, например, энергетика, основанная на использовании отходов, радиоактивность как загрязняющий фактор окружающей среды и ее последствия, новые соединения для обезвреживания ядерных отходов. Технологические споры в естественных науках, социальные споры от¬носительно характера эффективности и безопасности использования достижений в области развития синтетических полимерных материалов, используемых в быту. Большинство таких споров до конца еще не решено, и они являются предметом продолжающихся дебатов. Но включение их в элективный курс «Химия загрязнений» позволило интегрировать узкопрофессио¬нальную направленность подготовки студентов химического факультета педагогического вуза с исследованием социальных последствий в русло культуротворческой деятельности. В процессе практики студенты отрабатывали навыки социальных отношений в контексте современной культуры. Основными методами гуманизирующим естественно-научное образование в исследовании были эвристические методы обучения, которые обладают чертами как естественно-научного, так и гуманитарного познания: метод «метаплан», основанный на наглядном представлении исходной информации; «мозговой атаки», при условии, что в группе обязательно должен быть участник, интегрирующий фантастические идеи; метод «утопических игр», используемый в процессе принятия решений, порождающий нереализуемые в данной форме, в данное время, в данном содержании идеи; метод синектики, основанный на наблюдении, согласно которому многие вещи являются результатом мысли, внезапно определившей их гармонию.В эвристической деятельности студента проявляется не в том, что он активно слушает и затем отображает одинаковый с преподавателем взгляд на реальность, а в том, что он взаимодействуя с окружающей средой, создает свой собственный взгляд на предмет. С целью расширения коммуникативного аспекта занятий мы использовали метод дискуссий, позволяющий применить полемические средства организации познавательной деятельности студента, включая его в коллективный поиск истины. Это позволяет студентам избавиться от стереотипа, побуждает к творческой деятельности, к общению друг с другом. Важнейшим источником для студентов относительно социальных аспектов естествознания мы считаем их собственный опыт и опыт других. Этот опыт характеризуется как рефлексивная практика или режим, который связывает мысль и действие с отражением. Это позволяет критически анализировать действия с целью улучшения профессиональной практики. В качестве наиболее эффективных методов осознания субъектом своей деятельности мы использо¬вали следующие методы побуждения к рефлексии: метод кон¬тробраза; метод полимодального обучения; метод схематизации и кодирования учебной информации. Метод контробраза построен на употреблении контрприме¬ров и направлен в первую очередь на обеспечение глубокого по¬нимания студентом содержания понятий, а также на устранение возможных ошибок, связанных с неправомерным расширением или сужением объема понятия. Метод полимодалъного обучения заключается в том, чтобы выразить условие проблемы по-другому с целью породить новые и оригинальные идеи, связанные с фактом нового языкового выражения одного и того же содержания. Этот метод предполагает ориентировку на смысл, а не на формальные момен¬ты текста и нацелен на активизацию диалогического взаимодей¬ствия с ним путем новой интерпретации сказанного. Особая цен¬ность этого метода состоит в возможности актуализации внутренних, индивидуальных компонентов диалогизации речи, направ¬ленных на поиск новых смыслов. В культуротворческой деятельности студента особое внимание требовала систематическое включение механизмов рефлексии через усвоение кодирования и схематизации учебного материала. Составленные студентами схемы в дальнейшем ис¬пользовались в качестве опоры для творческого развертывания их в речь и служили информационно-справочным материалом для другого. Выбор методов обучения обусловлен тем, что организуемая ими система действий нацелена на осозна¬ние собственных возможностей. В них преобладает дух исследо¬вания по отношению к решаемой конкретной проблеме и по от¬ношению к себе, к своим возможностям, что стимулирует творче¬ский поиск скрытых в человеке резервов и освоения новых спосо¬бов самореализации в различных условиях. Данные методы дают толчок личностному развитию, облегчают обмен опытом, позво¬ляют по-новому взглянуть на проблемы, увидеть свою деятель¬ность в более широком, культурном и социальном контексте. Эти методы позволяют преподавателю и студенту интегрировать естественно-научные и гуманитарные знания, способствуют активизации творческого мышления, воображения и фантазии, столь необходимых педагогу, и тем самым вносят свой вклад в развитие умений культуротворческой деятельности. Таким образом, развитие умений культуротворческой деятельности гуманизирует естественно-научный образовательный процесс.
Литература: 1. Ахиезер А.С. Шуровский От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии 2005, № 3 C. 58-70. 2. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 122 3. Бородавкин С.В., Гуманизм в культуре и культура в гуманизме //Вопросы философии № 5, 2004 г. С. 163-176 4. Ревягин Л.Н. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании гражданина //III Международный научно-практ. семинар "Школа и права ребёнка". - Томск, 1997. 5. Ревягин Л.Н. Реалии природы и современный образ природы в единой системе естественнонаучного и гуманитарного образования // IV Международная конфер. "Экология и человек". - Томск, 1997.Ревягин Л.Н. 6. Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе №1 1999. С.10-16 7. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1997.
|