Старооскольский технологический институт
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
Существенную роль в развитии творческих способностей и формировании профессиональной мобильности студентов технического ВУЗа могут сыграть индивидуальные задания при изучении всех разделов курса физики [1,2]. При разработке рабочих программ для выполнения практических и домашних заданий кафедры обычно готовят задачи среднего уровня трудности, ориентируемые на так называемого среднестатистического студента. Однако, определённая часть студенчества вследствии высокого уровня подготовки и в силу своих личностных качеств обладает более высоким природным творческим потенциалом.
Задача преподавателя и заключается в том, чтобы развивать профессиональную интеллектуальную деятельность студента при выполнении лабораторных, практических и домашних работ [3, 4] с выдачей ему творческих индивидуальных заданий и ориентацией тематики этих заданий по профилю будущей его специальности, например, по направлению металлургия или материаловедение.
Подобный подход позволяет усиливать интерес обучаемого к предмету и развивать творческий потенциал будущего специалиста путём привлечения студентов к элементам научной деятельности и участию в олимпиадах, как по разделам курса физики [5], так и по другим дисциплинам.
Одной из таких дисциплин, базирующихся на законах общей физики и обладающей творческим потенциалом, как и физика, является материаловедение, так как материаловедение - это наука, изучающая зависимости между составом, строением и свойствами металлов и сплавов, а также закономерности их изменения под воздействием внешних факторов: тепловых, химических, механических, электромагнитных и радиоактивных.
Как следует из перечисленного, для студента, получившего опыт при выполнении по физике лабораторных работ, практических и домашних заданий [2], раскрываются огромные возможности для развития и формирования своего
творческого потенциала [5] и по дисциплине материаловедение с целью развития навыков для будущего инженера-металлурга.
Новая эра ставит перед системой образования в техническом ВУЗе задачу подготовить инженера к самостоятельному, профессиональному и творческому труду с целью подготовки из него высокоинтеллектуальной личности не только для производства, но и для общества в целом.
Анализ обработки данных более 100 выпускников-отличников по специальностям металлургического профиля показал, что подавляющая часть этих студентов (около 90%) учились только на «хорошо» и «отлично», успешно выполняли при этом весь цикл работ [2, 3] по физике, т. е. лабораторные работы, практические и домашние задания с последующим участием в студенческих научных конференциях.
Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее инженеру реализоваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. В этой связи выполнение индивидуальных творческих заданий студентами по физике [1,2] позволяет не только ускорить процесс адаптации их в ВУЗе, но и практически с первого курса развивать [3] в них научную и творческую деятельность, которая способствует, в конечном итоге, формированию [4, 5] профессиональной мобильности студентов металлургических специальностей.
При этом в понятие индивидуального творческого задания вкладывается следующий смысл, основанный на том, что:
- любое задание является достаточно сложным с необходимостью осуществлять
индивидуальные усилия по выполнению поставленных задач;
- решение каждого задания носит отпечаток индивидуальности его исполнителя;
любое задание для студента должно иметь элементы творчества, т.к.
предполагает наличие неопределенности хода своего решения.
При выполнении индивидуального творческого задания следует учитывать последовательность частично регламентированных задач [2], имеющих уникальное решение, определяемое индивидуальными способностями студента, т.е. знаниями, умением, навыками и природными способностями.
Основным отличием индивидуальных заданий в учебной программе является полная неопределенность конечного задания до завершения по разделам курса физики от учебных задач с множественным набором путей их решения всех этапов творческого поиска.
Таким образом, в современных условиях, когда значительная часть абитуриентов еще до поступления в ВУЗ обращается с компьютерами на высоком уровне, использование в учебном процессе по физике индивидуальных задач является эффективным средством создания условий для восхождения на локальные творческие вершины уже в начале профессионального пути - на первом и втором курсах.
Особенно высока роль творческих заданий в условиях непрерывного усиления неоднородности базовой подготовки студентов, когда основные усилия преподавателей в процессе обучения направлены на обеспечение готовности слабо подготовленных студентов к восприятию базового минимума изучаемой дисциплины, в частности физики.
Выводы. Использование творческих индивидуальных задач в процессе выполнения практических и домашних работ по физике способствует развитию мобильности и творческих способностей студента, формируя у него элементы научного и профессионального подхода по разделам дисциплины будущей специальности, что служит залогом повышения качества инженерной подготовки специалиста.
Список литературы
1. А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева. Практикум по решению физических задач. М.: -«Просвещение», 2001, 206 с.
2. Б.С. Беликов. Решение задач по физике. М.: «Высшая школа», 1986. 254 с.
3. Е.В. Фиганг. Руководство к решению задач по курсу физики. М.: «Высшая школа», 1978, 351 с.
4. В.Г. Суппес. О технологиях решения физических задач. // Фундаментальные исследования. М.: Академия естествознания. 2004. №8. С. 96-97
5. СВ. Борисюк. Современный подход к моделированию в курсе физики. // Физическое образование в вузах. 2004. т. 10. № 3. С. 6-18.
|