|
Курский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
Современный образовательный процесс интересен своим переходом от обучения фактам к овладению смыслом. Такой подход к образованию предполагает использование активных методов обучения. Особенно актуальна сегодня проблема формирования экологических знаний у студентов вузов через многообразие форм и методов обучения.
Курс «Техногенные системы и экологический риск», который читается для студентов специальности «Экология» позволяет активизировать познавательную деятельность студентов через выполнение творческих заданий в виде экологических проектов.
Выполнение таких заданий требует от студента большой самостоятельности, умения планировать работу и отбирать нужный материал. Современные средства обучения в вузе позволяют студентам включаться в поиск информации в Интернет-пространстве и оформлять работы в виде презентаций.
На выполнение проекта отводилось два месяца. Режим работы выбирали сами студенты в зависимости от способностей и конкретных условий.
Выполнение такой работы требует большой предварительной подготовки, состоящей из нескольких этапов:
1) выбор объекта изучения – конкретного промышленного предприятия;
2) сбор и обобщение учебного материала по выбранной теме;
3) знакомство с технологическим процессом предприятия и экологическими проблемами;
4) составление экологического проекта;
5) защита проекта.
В качестве объектов исследования выбирались предприятия, загрязняющие атмосферу (ТЭЦ, АЭС), образующие твердые отходы (ТЭЦ, металлургическое производство), а также имеющие экологически опасные технологические системы. В ходе подготовки к проекту студенты обрабатывают большое количество материала, содержащего сведения как экологического, так и технологического характера. При этом они обращают внимание на проблемы как глобального, так и регионального масштаба.
При подготовке проекта студенты отдали предпочтение таким темам как: «Воздействие промышленных предприятий на окружающую среду»; «Риск загрязнение окружающей среды при уничтожении химического оружия»; «Риск загрязнения атмосферы и водных ресурсов»; «Проблема твердых отходов», а также такие работы как «Влияние загрязнения атмосферы на здоровье людей» и «Проблема искусственной среды обитания человека»
В процессе выполнения творческого задания студенты овладевают следующими умениями:
- самостоятельно формулировать цели и задачи исследования;
- формулировать и обосновывать гипотезы исследования;
- отбирать материал;
- создавать макет проекта;
- овладевать методами словесного сопровождения презентации;
- проводить анализ рассматриваемой экологической ситуации;
- определять экологический риск;
- давать рекомендации;
- формулировать выводы.
Такой подход к обучению позволяет студентам увидеть проблемы не со стороны, а изнутри. Они учатся не на своих ошибках, а пытаются увидеть и предотвратить чужие ошибки.
Умелое использование экологического проекта в данном курсе убеждает студентов, что причина экологического кризиса не в бурном развитии науки и техники, а, напротив, в несовершенстве технологии, складывающейся в условиях полного пренебрежения к вопросам взаимодействия с окружающей средой, в «экологической» отсталости существующих производств и, конечно, в «человеческом факторе».
Такая форма организации самостоятельной работы дает возможность студенту углубить теоретические знания, усилить связь с практическими вопросами, стимулировать познавательную деятельность, повысить информационную грамотность и развивать творческие способности.
|