ООО «Медсанчасть №3», (г. Томск)
В России проводимые государством в последние годы массивные финансовые вливания и изменения в управлении здравоохранением, не обеспечивают требуемого эффекта [2,5]. В этой ситуации именно частное здравоохранение предлагает колоссальные ресурсы для эффективного выполнения задачи по охране здоровья граждан. Потенциал частного здравоохранения не востребован государством, а именно частная медицина во всем мире является для государств эффективным ресурсосберегающим инструментом воспроизводства трудового потенциала нации [1,3,4]. На территории Томской области в настоящее время имеются существенные успехи в интеграции частных медицинских предприятий в систему обязательного медицинского страхования.
В Томской области зарегистрировано свыше 500 медицинских организаций, 80% из них - негосударственной организационно-правовой формы. Муниципальных и государственных учреждений здравоохранения - 94, среди негосударственных представлены акционерные общества (221) и предприниматели без образования юридического лица (194). Частное здравоохранение нашей области участвует в Программе государственных гарантий с 1998г. в оказании не только альтернативных видов, но и первичной медико-санитарной помощи. Одним из наиболее крупных частных предприятий является ООО «Медсанчасть №3».
В ООО Медсанчасть №3 в 2008 году после включения в пилотный проект наблюдается положительная динамика прикрепления населения. Ежемесячно количество прикрепленных граждан увеличивается от 200 до 800 человек. По состоянию на 01.10.08г. численность прикрепленного населения составила 12 367 человек (на 01.10.07г. - 6 219 человек). Прирост за 12 месяцев - 100%, а если принять во внимание дату начала акции 01.08.07г., то численность увеличилась в 4 раза (была 3 085 человек). Прикрепление ведется на принципе добровольного волеизъявления жителя - получать медицинскую помощь в нашей организации. Ни одно из муниципальных учреждений не может продемонстрировать подобный уровень доверия населения за такой короткий промежуток времени.
Рост численности обусловлен такими факторами, как качество, доступность, комфортные условия предоставления медицинской помощи, удобное территориальное расположение предприятия, в непосредственной близости от транспортной развязки.
Таким образом, ООО Медсанчасть №3 достигла существенных успехов работе по увеличению своей доли в системе ОМС. Однако в процессе реализации пилотного проекта, а именно, с момента введения в тариф оплаты за экстренную стационарную помощь прикрепленному населению, в нашей организации сложилась критическая финансовая ситуация.
Очевидно, что на осознанный выбор медицинской организации в первую очередь идут люди ост-ронуждающиеся в медицинской помощи, соответственно расходы на медицинскую деятельности при таком уровне потребности возрастают кратно. Анализ заболеваемости прикрепленного населения показал увеличение числа инвалидов и лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении. Число федеральных льготников так же возрастает. Данная категория пациентов обеспечивает высокий уровень потребления медицинской помощи, как амбулаторно-поликлинической, так и стационарной, что в свою очередь влечет увеличение расходов для фондодержателя.
В связи с увеличением населения и введением экстренной помощи в фондодержание подушевой норматив, сформированный по фактическим показателям предыдущих периодов, оказался дефицитным. Дефицит отмечается даже в летние месяцы, когда снижение потребления медицинской помощи обусловлено сезонностью.
Потребление стационарной помощи (плановой и экстренной) на одного жителя в медсанчасти в денежном выражении составило от 68,56 до 97,31 рубля против 73,25 рублей предусмотренных в тарифе. Таким образом, перерасход денежных средств, по сравнению с предусмотренными на эти цели в тарифе, по итогам 9 месяцев составил 628 000 рублей, а за 2008 год - 1 015 968 рублей.
С учетом обеспечения у прикрепленного населения потребности в плановых госпитализациях необходимо увеличение подушевого норматива для медсанчасти до 293,34 руб.
В медсанчасти осуществляется попытка регулирования объемов плановых госпитализаций путем ведения очередности. Период ожидания составляет не более 4 месяцев. Но поскольку вновь прикрепляемое население в подавляющем большинстве имеет серьезные проблемы со здоровьем, то потребность в плановой стационарной помощи ежемесячно возрастает.
Список литературы:
1. Каменев А.В. Стратегия развития частной медицины в России // Ремедиум-Урал, 2001, № 910.- С. 27-29.
2. Киселев, С.В. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения / С.В. Киселев, Л.Я. Саляхова, В.Е. Клименко // Экономика здравоохранения. - 2002. - № 9-10 (67). - С. 8-10.
3. Соломатина Т. В., Капилевич Л. В. О развитии негосударственной медицины в регионах России // Здравоохранение, 2005, №11, С. 50-53
4. Шейман, И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении/ И.М.Шейман // Экономика здравоохранения.- 2000, № 5,6.- С. 4548.
5. Шилова, В. М. Актуальные вопросы планирования и финансирования здравоохранения в современных экономических условиях / В.М. Шилова, М.П. Куликов // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко: Материалы V на-уч.-практ. конф. - М., 2000. -С. 16-20.
|