Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ГИЛФОРДА В ИССЛЕДОВАНИИ РАЗВИТИЯ СОЦ. ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Печать E-mail
Автор Пантолик Т.С.   
14.07.2009 г.

Сургутский государственный педагогический университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


В современном мире  интеллектуальный потенциал человека становится важнейшим базисом его эффективного приспособления и прогрессивного развития. Это связано с тем, что интеллектуальное производство становится решающим фактором современного экономического развития, а ключевой формой собственности - интеллектуальная собственность. Работа интеллекта становится гарантией личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. По мнению М.А. Холодной, чем в большей мере человек использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне(5).
Особый интерес в этой связи представляет феномен социального интеллекта, как совокупности когнитивных функций индивида, обеспечивающих способность к самопознанию и самоуправлению для успешного решения задач по взаимодействию с окружающей действительностью. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Определенный интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и социального интеллекта.
Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки, так как перешел в разряд измеряемых конструктов.
К области взаимодействия  интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р.Стернберг, С.Блок и М.Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды. Он различает  несколько типов отношений, важнейшим из которых является адаптация.
С.Блок и М.Кремен, исследуя социальное окружение субъекта, отмечали особое значение социального интеллекта в адаптации к нему посредством ограничения и выбора этого окружения.
Согласно точке зрения перечисленных авторов, социальный интеллект представляет собой независимую интегральную способность человека, формируется в процессе деятельности индивида в социальной среде, в сфере общения и социального взаимодействия,  и обеспечивает ему возможность успешного решения задач взаимодействия с окружающей действительностью.
Ряд авторов считает социальный интеллект  структурным компонентом общего интеллекта и связан с  его развитием.  Этой точки зрения придерживался М. Салливен. Другие авторы полагают, что социальный интеллект  включен в систему интегративных качеств интеллектуального характера и его взаимосвязь с общим интеллектом неявна (Стернберг Р., Куницына В.Н., Емельянов Ю.Н.) Существует иная модель социального интеллекта, по которой этот психологический конструкт не входит в структуру общего интеллекта и относительно независим от него).
Таким образом, в настоящее время нет однозначного мнения по  вопросу связи общего и социального интеллекта.
В концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет собой интегральную интеллектуальную способность, которая определяет успешность общения и социальной адаптации. Эта способность формируется благодаря процессам социальной перцепции, социальной сензитивности, социальной памяти и социального мышления и  координирует познавательные процессы, отвечающие за отражение социальных объектов (партнера по общению, группы людей). По мнению Дж. Гилфорда, социальный интеллект приобретает особое значение в ситуациях, где человек действует вместе с другими или по отношению к другим .
 Структурная модель  интеллекта Дж. Гилфорда(3)  легла в основу исследования социального интеллекта, согласно которой социальный интеллект есть система интеллектуальных способностей, которые могут быть описаны через четыре выделенные автором фактора, а именно:
1.    способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предположить ее дальнейшее развитие;
2.    способность к выделению общих существенных признаков в разнообразных невербальных реакциях индивида;
3.    способность понимать изменения значения похожих вербальных реакций человека;
4.    способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.
Для диагностики этих факторов Дж. Гилфорд и его  сотрудники создали батарею из 23 тестов. Впоследствии,  в качестве окончательного варианта, осталось 4 теста, наиболее адекватные по мнению исследователя. Среди них следующие: субтест №1- «Истории с завершением», субтест № 2 – «Группы экспрессии», субтест № 3 – «Вербальная экспрессия», субтест № 4 – «Истории с дополнением». В субтестах использован невербальный и вербальный стимульный материал.
Адаптация методики к социокультурным условиям нашей страны была проведена Михайловой Е.С.(1) в период  1986 - 1990гг. Адаптированный вариант тестовой батареи предоставляет возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с 9 лет.
 На  основе этой методики в 2001 году Михайлова Я.И.(2) разработала субтесты для оценки социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, имеющие доступный для восприятия детей этого возраста стимульный материал. Методика включает два адаптированных субтеста:
субтест №1- «Истории с завершением». Тест измеряет способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации и предсказывать ее развитие. Стимульный материал, состоящий из двух частей, включает  5 серий картинок с изображениями различных сцен с детьми.
Процедура тестирования заключается в предъявлении испытуемому картинки с изображением ситуации из жизни детей и три картинки ее завершения. Задача испытуемого состоит в выборе той картинки, которая  показывает наиболее подходящий, по его мнению, вариант продолжения (завершения) ситуации, представленной на первой картинке.
 субтест №2 – «Группы экспрессии». Тест предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. Стимульный материал субтеста содержит 7 серий картинок, изображающих  различные проявления невербальной экспрессии (мимику, позы, жесты).
Процедура тестирования заключалась в предъявлении испытуемому 6 картинок. На трех картинках, расположенных слева, отражены одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен  среди трех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же чувства, мысли и состояние человека, что и картинки слева, а так же назвать их.
Целью нашего исследования стало определение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и его взаимосвязь  с адаптированностью.  Приступая к исследованию, мы предположили, что уровень развития социального интеллекта влияет на степень адаптированности  старших дошкольников.
Для оценки развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста нами использовалась адаптированная детская методика Я.И Михайловой, созданная на основе теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
   В исследовании принимали участие дети, посещающие подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений г. Сургута. Получены следующие результаты:
Субтест №1- «Истории с завершением».
По результатам диагностики обследованных детей можно разделить на три группы в зависимости от уровня развития способности к прогнозированию   представленных ситуаций.
36 % детей имеют средний (2 уровень) развития социального интеллекта, они в большей половине случаев верно определяли  саму ситуацию и дальнейшее развитие этой ситуации.
28 % обследованных детей продемонстрировали сниженный (3 уровень) развития  способности к  прогнозированию ситуации. Эти дети в 2-3 случаях неверно оценивали ситуацию и неадекватно ее прогнозировали.
36 % детей имеют низкий (4 уровень) развития этой характеристики социального интеллекта.
Высокий (1 уровень) развития  этой характеристики социального интеллекта не продемонстрировал ни один обследуемый ребенок.
Таким образом, у 64 % обследованных детей выявлено снижение  уровня развития способности правильно воспринимать и прогнозировать ситуации.
Субтест № 2 -  «Группы экспрессии».
Результаты исследования.



Анализируя полученные результаты, можно отметить,  что наиболее распознаваемыми эмоциональными состояниями были радость, растерянность, удивление и страх. Хуже дети воспринимали силу, боль и гнев.
Вербализация изображенных эмоциональных состояний представлена по-другому: дети наиболее часто верно называли радость, гнев, силу и боль. Хуже определяли в речи  проявления невербальной экспрессии растерянности, удивления. Самый низкий уровень выражения в речи изображенных  выразительных движений, отражающих эмоцию страха.
Рассматривая полученные данные следует отметить, что высокий  - 1 уровень восприятия  невербальной экспрессии выявлен у 16 % детей. 64 % обследуемых имеют средний- 2 уровень развития этой способности, они  определяли верно эмоциональное состояние человека, допуская ошибки в 2-3 случаях.  У 20 % испытуемых дошкольников диагностировался сниженный -3 уровень этой характеристики социального интеллекта. Эти дети допускали ошибки в определении невербальной экспрессии более чем в половине случаев. 4- (низкий)  уровень развития этой способности не выявлен ни у одного ребенка.
Анализируя определение невербальной экспрессии в речи детей, выявлены  следующие значения.
12 % детей имеют высокий- 1 уровень развития выражения невербальной экспрессии в речи. 44 % детей в  большинстве случаев верно называли различные эмоциональные состояния,  допуская ошибки в 2-3 случаях, проявив средний – 2  уровень развития этой характеристики социального интеллекта. У 40 % детей диагностирован сниженный – 3 уровень. Они неверно  определяли в речи изображенные эмоциональные состояния в большинстве случаев, а один испытуемый ( 4 %)  лишь в одном случае из семи  верно назвал эмоциональное состояние человека, проявив низкий- 4 уровень развития этой способности..
Рассматривая результаты  исследования этих характеристик социального интеллекта, необходимо отметить  худшее развитие способности выражения невербальной экспрессии в речи - у 44%  обследованных дошкольников имеется сниженный уровень этой способности. Несколько лучше развито восприятие невербальной экспрессии - здесь снижение способности выявлено у 20 % детей.
Результат по тесту в целом выявил сниженный – 3 уровень развития социального интеллекта у 28 % детей. Они не всегда адекватно воспринимают невербальную экспрессию и плохо выражают ее в речи. Они часто затрудняются в прогнозировании ситуации, хотя, в основном, правильно оценивают ее. Это может оказывать влияние на формирование межличностных отношений у детей, их поведение, что затрудняет социальную адаптацию.
У 72 % обследованных выявлен средний -2  уровень развития социального интеллекта. Они хорошо воспринимают невербальную экспрессию, но недостаточно  выражают ее в речи. В более половины случаев они верно прогнозировали развитие ситуации. Все это может способствовать их успешной адаптации.

Эмоциональное состояние, изображенное на картинке

Испытуемый правильно  определяет изображенное эмоциональное состояние

Испытуемый неверно определяет изображенное эмоциональное состояние

Испытуемый правильно  называет изображенное эмоциональное состояние

Испытуемый неверно называет изображенное эмоциональное состояние

Боль

64 %

36 %

52 %

48 %

Радость

72 %

28 %

92 %

8 %

Гнев

60 %

40 %

80 %

20 %

Растерянность

76 %

24%

40 %

60 %

Удивление

68 %

32 %

20 %

80 %

Сила

44%

56%

80 %

20 %

Страх

68 %

32 %

12 %

88 %

 

 

Литература:
 1. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию,- СПб., 1996.-53с.
2. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет. // Дисс. канд. психол. наук.-  СПб, 2001,
3.  Психология. Словарь  /  Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Политиздат, 1990. – 494с.
4. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. – ( Серия «Хрестоматия по психологии»).
5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: 2002. – 272с. (Серия «Мастера психологии»)

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99