Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Гуманитарные науки в наше время особенно остро поднимают вопросы, касающиеся не только перспектив развития общества, но и духовного и нравственного состояния человека, причем духовность понимается многими как один из важнейших видовых признаков человека.
Главные составляющие человеческого существа: тело, душа и дух – стали в последнее время объектом пристального исследования гуманитариев: лингвистов, социологов, психологов. Этим объясняется столь активное развитие новых отраслей знаний: нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики, психогенетики и др.
Проблема формирования духовно развитой личности является центральной при подготовке специалиста любого профиля, но особенно важна она для тех, чья будущая профессия в дальнейшем будет связана с влиянием на людей (речь в данном случае идет о медиках).
Осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин, согласно «Требованиям к разработке основной образовательной программы подготовки врача», необходимо с учетом региональной, национально-этнической и профессиональной специфики. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право самостоятельно формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык, физическая культура, философия, отечественная история. Также в качестве обязательных УМО рекомендует включать такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. Считаем очень важным моментом то, что осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин необходимо с учетом национально-этнической, профессиональной специфики, а также научно-исследовательских предпочтений преподавателей.
Среди большого количества предметов, преподаваемых в вузах медицинского профиля, только два из них непосредственно связаны с языком: латинский язык и основы терминологии и иностранный язык. Преподавание русского языка и культуры речи в большинстве вузов игнорируется. Объяснение этому находится в недостаточном количестве часов и большом объеме предлагаемых в Федеральном компоненте дисциплин.
Между тем сам процесс передачи знаний предполагает, что обучаемым передается не только обширный фактологический материал, но, благодаря преподавателям, передаются и душевные установки, которые этим знаниям соответствуют.
Любая отрасль научных знаний, несмотря на парциальность охвата явлений действительности, стремится к предельно целостному осмыслению бытия, не исключением являются и языковедческие дисциплины, причем сам язык выступает как универсальная форма (оболочка) других форм общественного сознания. Следовательно, задача языковеда в вузах негуманитарного профиля заключается в необходимости умело сочетать объем передаваемых профессиональных знаний с таким педагогическим воздействием, которое могло бы привести к нравственно-педагогическому единству участников образовательного процесса.
Преподавание латинского языка и основ терминологии должно быть ориентировано не просто на «среднестатистического» студента, которому необходимо «вложить в голову» определенную сумму знаний, а на конкретную языковую личность, носителя национального языка. В процессе преподавания нужно постараться умело сочетать собственно образовательные и воспитательные аспекты деятельности, ведь не может не вызывать беспокойства тот факт, что в настоящее время цель и смысл человеческой жизни низводятся подчас лишь до утилитарного или гедонистического уровня, а образовательные задачи ограничиваются социальной адаптацией будущих специалистов и их профессионализацией. Не удивительно, что в такой системе отсутствует место для духовно-нравственного воспитания, которое нередко подменяется различными психолого-коммуникативными тренингами или экспериментами, а реальное, живое человеческое общение, обращенное к душе молодого человека, заменяется суррогатом различных технологий общения.
Для того чтобы рационально и результативно выстроить процесс обучения, необходимо, на наш взгляд, исполнение следующих обязательных условий: во-первых, осознания человеком (обучаемым) цели и смысла своего существования, а также своего предназначения; во-вторых, умения понять, как избранная профессия сможет помочь реализоваться этой цели, и, наконец, определения пути профессионального роста. Если с последним условием все более или менее ясно, то два первых вызывают вопросы не только у обучаемого, но и обучающего: как частный образовательный предмет (курс) может ставить перед собой такие глобальные цели и каким образом можно их осуществить. Эти задачи могут быть успешно реализованы в свете активно развиваемых направлений в деятельности российских вузов: гуманизации и гуманитаризации образования. По мнению В. П. Зинченко, гуманитаризация означает систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.
Гуманитарное знание всегда непосредственно реализуется в языке и предполагает диалог культур. Это особенно важно помнить преподавателю латинского языка, так как греко-византийская культура оказала существенное влияние на становление и развитие нашего государства, а греческий язык ранее, как считает М. Н. Чернявский, фактически выполнял функцию международного языка медицины и служил средством профессионального взаимопонимания для врачей разных этнических групп. Поэтому специфика преподавания медицинской латыни заключается не столько в научном статусе дисциплины, сколько в ее особом мировоззренческом характере.
Каким же образом можно репрезентировать учебный материал, чтобы реализовать воспитательные задачи? Учитывая деонтологические принципы, на основе которых будет в будущем осуществляться врачебная деятельность, а также необходимость практического овладения медицинской терминологией, считаем методически обоснованным использовать на занятии следующие виды деятельности:
• обязательное использование лингвистических и исторических экскурсов и комментариев;
• работу с терминами, способом образования которых является метафорический перенос, осуществляемый на основе различных признаков (например, ритм галопа – термин, обозначающий трехчленный сердечный ритм, возникновение которого обусловлено усилением не слышимых в норме, но регистрируемых фонокардиографически физиологических тонов над сердцем; жемчужная опухоль – термин, введенный французским анатомом Жаном Крювелье, которым в настоящее время обозначается холестеатома; заикание походки – термин, предложенный Трёмнером и обозначающий пароксизмальный гиперкинез в виде судороги мышц конечности, возникающей при резком движении и т. д.);
• знакомство с эвфемизмами ,употребление большинства из которых диктуется деонтологической необходимостью (facies Hippocratica, letalis и др.). Стоит обратить внимание и на имеющиеся среди них семантические дублеты, более точно проясняющие смысл широко известных медицинских терминов: болезнь неотреагированных эмоций = гипертоническая болезнь, профессиональная судорога писцов = графоспазм; аварийный гормон = адреналин и т. д.;
• работа с латинскими афоризмами и их русскими эквивалентами, позволяющими найти общее и отличное в ментальности народов, представляемых соответствующими идиомами;
• репрезентация основных положений, изложенных в клятве Гиппократа, и соотнесение их с современностью. Существенно поможет в этом разговор со студентами об онтологических ценностях бытия. Подобные беседы на занятиях крайне редки, но именно они могут существенно повлиять на решение воспитательных задач, поставленных перед преподавателем.
Особый интерес при работе с клиническими терминами, с нашей точки зрения, могут представлять терминоэлементы, обозначающие витально значимые понятия «psych-» душа и «cardi-» сердце. Данные терминоэлементы дадут возможность преподавателю порасссуждать со студентами об их сущности. Считаем, что здесь будет уместно познакомить ребят не столько с этимологией слов, давших эти терминоэлементы, сколько обратиться к удивительной книге «Дух, душа и тело», написанной доктором медицинских наук, профессором В. Ф. Войно-Ясенецким (святителем Лукой). В данной книге самым чудесным образом сочетаются рассуждения ученого-естествоиспытателя, выдающегося хирурга и святителя о сердце как органе высшего познания, о мозге и духе, о душе человека и о трансцендентальных духовных способностях человека.
Конечно, в объеме статьи невозможно передать информацию обо всех видах работ, способствующих духовному развитию обучаемых, но пунктирно обозначенные виды деятельности, эффективность которых проверена на собственном опыте, дают представление о возможных путях работы по нравственному воспитанию студентов.