Процесс совершенствования образования непрерывен. Трудности модернизации физического образования обусловлены возникновением противоречия между небывалым темпом технологического развития и медленной адаптацией образования к происходящим переменам. Россия вступает в новую стадию своего развития в постидустриальном обществе, что связано с существенными изменениями среды обитания. В течение длительного периода эволюционного развития человечество эффективно и быстро преобразовывало объекты природной среды. В ХХ веке происходит вытеснение и замещение природной среды техногенной средой, которая изменяет не только характер деятельности человека по удовлетворению своих потребностей, но и приводит к трансформации образа жизни человека. Учет в содержании физического образования таких изменений происходит с большим запозданием. Современное содержание физического образования на заочной форме обучения в вузе направлено на усвоение студентами основных теоретических элементов знаний, без опоры на современное состояние технологической среды. Это побудило сформулировать проблему: как надо реконструировать содержание физического образования для заочной формы обучения, чтобы студенты не только усвоили определенные элементы знания, но и с помощью них могли адаптироваться в техногенной среде?
Для решения проблемы был проведен анализ содержания физического образования в учебных заведениях различного профиля. Результаты анализа показали, что в основе построения содержания учебного материала по физике лежит идея фундаментализации знаний. Это значит, студенты усваивают теоретические, основополагающие элементы знаний, овладевают навыками измерения физических величин, умениями решать задачи. Однако, предлагаемые задачи в большинстве своем абстрактны, в них описываются не реальные процессы, а идеализированные объекты и процессы. Это все приводит к формализму знаний. Студенты, усвоив законы и понятия физики, с большим трудом могут применить их даже в повседневной жизни, быту, на производстве. Сейчас практикуется составление авторских программ преподавателями физики. Такие программы в основе содержат стандарт образования и очень ярко выраженную профессиональную направленность дополнительного материала. Однако такие программы скорее отвечают качествам преподавателя, а не студентов. Преподаватель составляет программу, ориентируясь на свои возможности и знания, а не на личностные качества обучаемых, их способности, интересы, профессионализм. Поэтому остро встала проблема разработки такого содержания учебного материала по физике, чтобы студенты усваивали физические знания широко прикладного характера, позволяющие им использовать их в дальнейшем в смежных специальностях.
Одним из направлений реформы профессионального образования является укрупнение специализаций, что позволит разработать единую структуру для выделенных направлений. На наш взгляд содержание и структура физического образования должно ориентироваться на следующие три важных направления: гуманитарное, общеобразовательное и техническое. Гуманитарное направление в учебных заведениях экономического, бухгалтерского, социально-педагогического и др. профилей. Общеобразовательное - в учебных заведениях, где физика не является профилирующим предметом, но в профессиональной деятельности без знания физики не обойтись: кулинарный, товароведческий, швейный и др. профили. Техническое направление - для заведений, где изучаются основы техники и радиоэлектроники, энергетики и т.д. В связи с современной техногенной средой невозможно ограничиться только теоретическими элементами знаний: законами, понятиями; важно показать их прикладную сущность. Включение прикладного материала возможно путем ситуативных технических задач, лабораторных работ по изучению физического принципа действия устройства, прибора, машины. Структура учебного материала наиболее приемлема следующая: факты – элементы знания -следствия и применение. В качестве фактов обычно используются примеры из природы, эксперимент. Однако наиболее часто студенты встречаются с проявлением физических законов и явлений в обычной бытовой технике и в производственной технике. Поэтому изучение новой темы следует начинать с анализа фактов работы техники, устройств и приборов, с которыми учащиеся близко знакомы. В качестве примера приведем фрагмент расположения учебного материала в таблице.
Электропроводка в квартире; в цеху; соединение электроприборов;
ремонт проводки; электрические нагревательные приборы..
Пылесос, вентилятор, двигатель,…
Магнитное поле…
Сила ампера..
Устройство электродвигателя, виды двигателей и их назначение.
Предложенная структура учебного материала, включающая прикладной материал способствует более глубокому и полному усвоению студентами основ физики и выработке умения применять знания на практике, при работе с различными техническими устройствами и приборами.
В педагогическом эксперименте приняли участие 500 студентов и 10 преподавателей. Уровень знаний определялся по результатам тестов, а действенность знаний и кругозор - по выполнению практических заданий с приборами и техническими устройствами. Результаты показали положительное влияние предложенного содержания и структуры учебного материала на глубину и прочность знаний, а также на действенность физических знаний.
Таким образом, включение в содержание курса физики прикладного материала формирует у студентов действенные знания по физике, умение применять свои теоретические знания к современной технике.
В ходе педагогического эксперимента определялось и влияние предложенной методики построения учебного материала на уровень развития у студентов теоретического анализа. Теоретический анализ представляет свойство человеческого мышления выделять в объектах существенные признаки, видеть противоречия в нестандартных ситуациях. Уровень определялся по тому, как студенты воспринимают учебный текст или сообщение преподавателя, формулируют проблему, выдвигают гипотезу. Было выделено три уровня. Высокий, уровень развития теоретического анализа приписывался студентам, которые в тексте или сообщении преподавателя могли выделить основную мысль и воспроизвести основное его содержание и по проблемной ситуации сформулировать проблему. Средний уровень приписывался студентам, которые смогли частично воспроизвести текст, не выделяя основной его мысли, и формулировали проблему только с помощью наводящих вопросов преподавателя. Низкий уровень имели студенты, которые при воспроизведении текста обращали внимание на второстепенные, но ярко выраженные детали и не могли уловить главную мысль, не могли формулировать проблему даже с помощью наводящих вопросов учителя. Результаты диагностики показали, что перед изучением физики вначале первого курса из 500 студентов показали высокий уровень развития анализа только 10 человек, средний – 200, и основная масса низкий уровень.
Разработанные методические приемы обучения физике на заочном отделении в основе имеют синтез трех наиболее ведущих методических подходов: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, практическая направленность содержания учебного материала.
Личностно-ориентированное обучение предполагает учет таких качеств студентов. как умственное развитие, интересы, способности и т.д. Мы ориентировались в основном на уровень уже усвоенных студентами знаний из основной школы, и уровень развития теоретического анализа.
На основе установленных качеств личностей студентов определялся комплекс методических приемов обучения. Студенты с низким уровнем развития анализа лучше воспринимали учебный материал объяснительно-иллюстративным методом. Переходить к проблемному методу обучения сразу, вначале изучения курса оказалось нецелесообразно. Любая проблема формулируется только после переработки достаточно большой информации, а переработка информации возможна при достаточном объеме знаний, хранящихся в долговременной памяти. Поэтому на начальных занятиях упор делался на запоминание основных формулировок и понимание их сущности. Далее, после достаточно глубоко усвоения основополагающих первичных знаний изучение нового материала осуществлялось частично-поисковым методом. Здесь обращалось особое внимание на то, как студенты мыслили, какие умозаключения могли сделать на основе эвристических указаний, предложений, вопросов. Затем только применялся проблемный метод изучения нового материала. Надо отметить также и еще важную сторону по созданию проблемных ситуаций. Рассмотрение на занятиях принципов работы технических устройств и приборов, особенно тех, с которыми часто встречаются студенты, вызывает не только интерес, но и развивает теоретический анализ, они стараются уяснить физические основы их работы, что способствует углублению знаний.
Таким образом, включение в дополнительный материал сведений о принципах работы наиболее распространенных технических приборов и устройств, организация восприятия физического материала как основы техники развивает интерес к предмету, углубляет и расширяет знания студентов и развивает их теоретическое мышление.
Литература
1.Горохов В. Специфика философского осмысления техники //Вестник высшей школы, №1, 2006 с. 48-50.
2.Новиков А. Содержание образования в постиндустриальном обществе //Специалист, №2, 2005 с. 4-6.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99