Современные условия профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе медика, требуют постоянного обновления знаний, умения получать и творчески использовать информацию, навыков общения и коллегиальной работы. Настоятельной необходимостью поэтому является организация обучения в вузе на новом уровне – нацеленность не только на предоставление студентам готовых знаний, но и на развитие способности добывать их самостоятельно, а также на воспитание обязательных для будущей специальности личностных качеств. На кафедре физики, математики и информатики Ивановской медицинской академии как один из способов решения указанных задач практикуется проведение занятий по физике в форме «деловой игры». В этом случае студенческая группа предварительно (на предшествующем занятии) разбивается на три части, называемых условно «докладчики», «провокаторы» и «критики».
Первая подгруппа готовит доклады по отдельным вопросам темы. Если вопрос достаточно сложен и обширен, допускается совместное авторство двух-трех человек. В ходе домашней подготовки используется лекционный материал, материал учебника и, кроме того, всячески приветствуется привлечение дополнительных источников учебной и научной литературы – как рекомендованных преподавателем, так и найденных самостоятельно. При заслушивании учитывается и полнота раскрытия темы, и форма ее представления (в частности, наличие и характер иллюстраций), особенности изложения (доступность, логика, владение материалом), хронометраж (докладчики должны уложиться в заранее отведенное им время). В итоге у студентов не только повышается знаниевая грамотность, но и формируются такие виды ключевых компетенций, как функциональная и когнитивная.
Задача студентов второй подгруппы – сформулировать вопросы докладчикам с целью восполнения пропущенной информации, устранения замеченных неточностей и ошибок. Следует отметить, что члены этой подгруппы должны быть подготовлены не хуже докладчиков. Преподавателям и научным работникам хорошо известно, что всегда легче изложить материал (как устно, так и письменно) самому, чем указывать ошибки другому или править чужой материал. Такая работа требует внимания и отличного владения темой. Кроме того, по условиям игры «провокатор» должен быть готов сам ответить на свой вопрос, если удовлетворительный ответ не могут дать докладчики. Таким образом, в этом случае имеет место взаимоконтроль, а семинар приобретает черты дискуссии. Данная форма практического занятия способствует формированию знаниевой, функциональной и социальной грамотности.
Наконец, в подгруппу критиков желательно отбирать студентов не только хорошо подготовленных, но и имеющих уже некоторые представления о культуре выступления перед аудиторией, а также способных составить и высказать собственное мнение. Задача этой подгруппы – оценить работу первых двух подгрупп; при этом должны быть рассмотрены как допущенные недочеты, так и положительные моменты. Так, при оценке докладов с одной стороны отмечаются пробелы, неточности или ошибки (если таковые имели место), с другой – может быть обращено внимание на привлечение докладчиком дополнительной литературы, богатый иллюстративный материал, свободное, яркое изложение. В оценке работы «провокаторов» исходят из их активности, обоснованности вопросов, умению с помощью этих вопросов способствовать раскрытию темы. Такое рецензирование реферативных сообщений предполагает формирование знаниевой, функциональной, когнитивной и социальной составляющих базовой компетентности.
Завершается занятие подведением итогов преподавателем. Он сначала рассматривает работу критиков исходя из объективности и обоснованности их мнения. Затем выставляются оценки в баллах всем выступившим студентам. Если обнаруживается, что какая-то часть группы практически не участвовала в обсуждении докладов, эти студенты получают дополнительное задание; чаще всего им предлагаются тесты или задачи по теме занятия.
Наш опыт показывает, что такая форма семинара вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию изучения дисциплины. Одновременно стоит отметить необходимость дифференцированного подхода к практике проведения занятий в нестандартной форме. Их можно рекомендовать для сравнительно сильных групп, или хотя бы таких, где имеется активное, неплохо успевающее ядро. Важным является и выбор темы, которая, во-первых, не должна быть излишне сложной, во-вторых, может заинтересовать студентов с точки зрения их будущей специальности. Мы чаще всего практикуем проведение занятий в форме деловой игры по разделу «Биофизика».
В заключение приведем план (хронокарту) практического занятия в стандартной форме (I) и с элементами деловой игры (II) по теме «Биомембраны». Общая продолжительность занятия – три академических часа.
Перечень вопросов для устного разбора
1. Структура биомембран (согласно мозаичной модели) и методы ее исследования.
2. Определение и критерии пассивного и активного мембранного транспорта.
3. Математическое описание и механизмы пассивного транспорта.
4. Активный мембранный транспорт (первичный). Биологические насосы. Молекулярная организация и этапы работы калий-натриевого насоса.
5. Сопряженный активный транспорт (вторичный). Сопряжение на переносчике.
№
Этап
занятия
Время
(мин)
Оснащение
Уровень
усвоения
1
Установочный
5
I
2
Основной:
а) контроль исходного уровня знаний
б) разбор основных вопросов
темы с коррекцией
исходного уровня знаний
в) решение задач
г) контроль конечного уровня
знаний
10
60
25
20
Тесты
Графические
иллюстрации
Задачи
Тесты
I
II
II, III
II, III
3
Заключительный
15
№
Этап
занятия
Время
(мин)
Оснащение
Уровень
усвоения
1
Установочный
5
I
2
Основной:
а) контроль исходного уровня знаний
б) заслушивание докладов повопросам для устного разбора
в)ответы на вопросы
г) выступления критиков
10
65
20
10
Тесты
Иллюстрации
докладчиков
I
II
II, III
II, III
3
Заключительный этап: выставление
оценок, проведение в случае необходимости выход-ного тестирования и установка
домашнего задания
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99