Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности любой организации; напряжение появляется при подавлении или угрозе удовлетворения потребностей человека. С точки зрения управления некоторые конфликты полезны, так как помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, позволяют сделать анализ взаимоотношений в коллективе. Это делает процесс выработки решения группой или руководителем более эффективным, помогает людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Целью нашего исследования было проанализировать уровень конфликтности и способы разрешения конфликта в студенческой среде. Для оценки использовался тест К.У. Томаса, Р.Х. Киллмена и анкетирование 120 студентов медицинской академии, из них 58% 1-го и 42% - 2-го курсов. Полученные результаты показали, что большая часть студентов (64,4%) имеет средний уровень конфликтности, 28,1% - низкий и 7,5% - высокий. Доля лиц с высокими значениями данного показателя на 12,3% больше у первокурсников по сравнению со студентами 2-го курса. Очень часто непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, начинают вести себя стихийно, они «идут» за конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из создавшейся ситуации могут быть как эффективными и продуктивными, так и неэффективными и деструктивными. Выделяют пять основных стилей поведения в конкретном конфликте. Выбор стиля зависит от того, чьи интересы человек хочет удовлетворить – свои или другой стороны. При оценке стратегии поведения студентов в конфликте выявили, что 7,4% учащихся 1-го и 6,2% 2-го курсов относятся к типу «Соперничество» - это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне; предпочтение такого поведения часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. 5,0% и 3,1% 1-го и 2-го курсов соответственно выбирают стиль «Приспособление», направленный на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей; это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого, установка на доброжелательность. Поведение «Компромисс» соответствовало 12,2% первокурсников и 17,0% второкурсников, - этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое; предложение средней позиции, с поиском сочетания выгод и потерь для обеих сторон. Метод «Избегание» был характерен для 18,6% 1-го курса и 10,6% 2-го, - как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; при этом уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Большая часть опрошенных относились к группе «Сотрудничество» (56,8% и 63,1% соответственно курсам), - человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию, предлагает пути выхода; стороны приходят к разрешению противоречий с удовлетворением интересов всех участников. Каждый из описанных стилей целесообразен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший; человек делает выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера. Данное исследование может быть применено старостами, кураторами студенческих групп для профилактики конфликтных ситуаций, снижения уровня конфликтности и тем самым, способствовать повышению эффективности обучения и сплочению коллектива.