Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
В 2009 году в университете было принято Положение «О балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Алтайского государственного медицинского университета». В условиях внедрения 100-балльной рейтинговой системы были внесены определенные коррективы и в учебный процесс нашей кафедры.
Практические занятия строятся таким образом: сначала проводится тестовый контроль по теме на компьютерах. Такой тип контроля современен и адекватен. Он имеет ряд несомненных достоинств: быстрота, полный охват группы, стандартизация опроса. Позволяет оценить степень усвоения знаний при самостоятельной работе и эффективно скорректировать тактику последующего ведения практических занятий. Регулярный контроль с активным использованием тестов становится инструментом мониторинга учебных достижений, один из элементов которого - отслеживание и публикация текущего рейтинга. Для всех без исключения студентов это является мотивирующим фактором.
Большая часть времени практического занятия отводится самостоятельной работе обучающихся. В ходе занятия студенты должны изучить микроскопические препараты, уметь их диагностировать и характеризовать различные гистологические объекты. Для этого они знакомятся с микропрепаратами, зарисовывают их в своих альбомах. Оценка за оформление альбома входит в общий рейтинг.
В конце практического занятия проводится выходной контроль. Эта заключительная часть занятия состоит из следующих этапов: знание препарата, ответы на контрольные вопросы, решение ситуационных задач.
Таким образом, практические занятия оцениваются в 10 баллов (с учетом поправочного коэффициента 0,1).
Итоговые занятия оцениваются 100 баллов, которые включают: компьютерный тест-контроль по 20 вопросов, практические навыки – знание двух препаратов, проверка теоретических знаний – два теоретических вопроса и ситуационная задача.
В рейтинговой системе кафедры гистологии предусмотрена система поощрений и штрафных баллов.
В конце семестра для поощрения студентов, при условии, что индивидуальный семестровый рейтинг составляет не ниже 65 баллов, по согласованию с заведующим кафедрой преподаватель может его повысить до 10 баллов за оформление стенда, защиту реферата, презентацию, УИРС, работу в СНО и др.
Штрафные баллы назначаются за опоздание на практическое занятие; отсутствие халата, альбома, карандашей; неправильное оформление альбома; пропуски лекций, отсутствие навыков работы с микроскопом.
Экзаменационная оценка состоит из: 60% семестровых рейтингов, 40% от экзаменационных 100 баллов.
Необходимо отметить, что одни студенты проявляют большую, другие меньшую заинтересованность к предмету, а некоторые просто недопонимают значение гистологии. Однако структура занятий, рейтинговая система оценки позволяют воспитать убежденность и целесообразность глубокого изучения основ гистологии для формирования квалифицированного врача.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы стимулирует студентов к ритмичной работе, позволяет получить более глубокие и прочные знания, в определенной степени облегчает нагрузки в сессионный период. Повышается надежность, предсказуемость и объективность итогового результата. Оцениваются практические умения и навыки, что является важной составляющей профессиональной подготовки врачей. Отдельно оценивается умение решать типовые задачи, требующее не только знания теоретических основ, но и умения мыслить логически, анализировать информацию, делать обобщения. Данная система предусматривает постоянную работу студента в течение всего учебного года.