Иркутский государственный педагогический университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Проблема произвольности и неотделимая от нее проблема воли является классической для психологических исследований. Очевидно, что недостаточное развитие этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на начальных этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности именно в дошкольном возрасте. Рассматривая произвольность, вслед за Выготским Л.С., как способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения, мы можем говорить о ее развитии, как о процессе овладения средствами организации своего поведения, которые позволяют объективировать и осознавать собственные действия. Анализ научной литературы по обсуждаемой проблеме позволяет выделить два основных направления исследований. Одно из них посвящено развитию регулирующей роли речи и правил поведения, другое – качественному преобразованию мотивационной сферы ребенка. Л.С. Выготский показал, что произвольность не только по своему происхождению и содержанию, но и по своим механизмам является социальным образованием. Ребенок не приспосабливается к противостоящим ему требованиям общества и не подчиняется им; он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Именно в таких условиях осуществляется переход от действий непосредственных к опосредованным, или от непроизвольных к произвольным. Речь становится регулятором действий ребенка не сама по себе, а только в ее связанности с практическим действием, когда она фиксирует образ предстоящего действия. В дошкольном возрасте такая связь еще не устанавливается непосредственно самим ребенком и требует помощи и участия взрослого. В дошкольном возрасте волевое поведение ребенка исследуется в нескольких направлениях: - изучение устойчивости целей (целеустремленности) у дошкольников разных возрастов; - исследование влияния различных мотивов на эффективность волевых действий и на способность к волевым усилиям; - изучение структуры волевых действий через установление целе-мотивационных отношений. В отечественной теории и практике формирование произвольности и нравственной зрелости рассматривается с точки зрения опосредующей роли взрослого и знаковой опосредованности. В дошкольном возрасте речевая инструкция взрослого превращается в правило собственного действия, которое фиксирует образ этого действия. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, т.е. мотивом действий ребенка. В дошкольном возрасте такой процесс возможно осуществить через сюжетно ролевую игру с правилами. Такая деятельность ребенка-дошкольника сочетает в себе два необходимых условия для развития произвольного и волевого действия, - повышение мотивированности и осознанности поведения. Нами было проведено исследование, позволяющее изучить развитие произвольности дошкольников 4-5 лет в результате специально организованной развивающей деятельности на основе игр с правилами. Исследование проводилось в течение 2003-2006 гг. на базе МДОУ «Центр развития ребенка» № 28 г Иркутска. Исследование включало три этапа. На первом этапе осуществлялась психологическая диагностика исходного уровня развития произвольности у дошкольников 4-5 лет. Второй, формирующий, этап представлял собой серию занятий включающих основной составляющей игры с правилами. Третий этап был направлен на выяснение тех изменений в произвольном поведении детей, которые произошли в ходе формирующего воздействия. При подборе психодиагностических методик, позволяющих выявить развитие произвольности, мы стремились охватить основные сферы внешних и внутренних действий, в которых требуется и проявляется это качество. Вместе с тем, мы стремились к тому, чтобы эти методики не воспроизводили те действия и правила, с которыми дети встречались в игре, поскольку нам важно было оценить развивающий эффект игры, а не усвоение конкретных правил. Так в частности, произвольность поведения выявлялась путем наблюдения за детьми в процессе занятий. Во время наблюдений за поведением ребенка отмечались две его основные характеристики: 1) увлеченность ребенка темой занятия, которая проявлялась прежде всего в его активности; и 2) соблюдение правил поведения, показателем чего традиционно считается дисциплинированность (по схеме наблюдения Е.О. Смирновой [3]). Методика «Не подглядывай» [2] позволила нам выявить способность ребенка самостоятельно сдерживать импульсивные движения. С помощью методики «Сравни картинки» [1] проверялась произвольность познавательных процессов. Методика «Сложи картинку» [4] позволяет оценить способность действовать по наглядному образцу. Метод экспертных оценок использовался для выявления общего уровня овладения программой и уровня развития произвольности в познавательной сфере. Полученный эмпирический материал позволил нам разработать специальную программу, ориентированную на развитие произвольности дошкольников на основе игр с правилом. Ее целью являлось формирование способности к произвольной регуляции деятельности (создание ситуации подчинения поведения определенному правилу, регламентирующему последовательность и содержание действий, момент начала их воспроизведения и окончания), и к саморегуляции в целом. Предлагаемая нами программа проводится с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, принципа активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Последовательность предъявлений игр и упражнений отвечает принципу от простого к сложному. Инициатива в выборе игр предоставляется детям, а психолог отвечает своим активным и заинтересованным участием в игре. Проанализировав психологические механизмы влияния игр с правилами на развитие произвольности ребенка-дошкольника можно говорить о том, что: 1) игра, в том числе игра с правилом предполагает вовлеченность всех сторон детской активности. Во-первых, активности познавательной, т.к. ребенок знает и понимает, что он делает в игровой ситуации. Во-вторых, - эмоциональной, поскольку игра в наибольшей степени отвечает интересам и потребностям дошкольников, являясь ведущей деятельностью. В-третьих – двигательной, моторной активности. поэтому содержание игры становится предметом целостной самостоятельной деятельности ребенка. Так как основным содержанием предлагаемых игр были правила действия, именно они становились предметом деятельности детей – предметом их сознания и мотивом, побуждающим деятельность. 2) Выделение правил, как предмета деятельности, их осознание становится возможным благодаря специфическому участию взрослого в игре. Он выполняет сразу две роли – участника и организатора игры. 3) Помимо участия взрослого, игры с правилами имеют еще один важный момент, облегчающий осознание правила. Это совместность деятельности детей, присутствие и участие сверстников. Реакция и отношение других детей помогают чувствовать свое действие, знать, что и как ты делаешь. Так как наблюдая и оценивая действия других и предвидя собственное выполнение таких же действий, ребенок лучше осознает правила игры, поскольку в этом случае они представлены ему во внешней развернутой форме. В свою очередь постоянный контроль со стороны других детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за «неправильное» поведение), их ярко выраженное отношение к действиям ребенка обращает сознание дошкольника на собственные действия. Однако этот процесс осуществляется не сразу и не одномоментно, а в несколько этапов. Первоначально дети включаются в игру только эмоционально и непосредственно. Правила действия на этом этапе существуют только в скрытой форме и часто нарушаются. Взрослый должен постоянно обращать внимание дошкольников на наличие этих правил. В результате происходит подстройка поведения дошкольника к требуемым действиям. Следующий шаг – осознание правила. Это наиболее явно проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по правилам. Это может свидетельствовать о том, что правило выделяется в сознании ребенка, приобретает для него личную значимость и становится мотивом его активности. На последнем этапе можно наблюдать как дети самостоятельно воспроизводят игры с правилами, показанные взрослыми и при этом сами следят за соблюдением правил. Правило начинает опосредовать поведение детей только после того, как одни и те же действия проиграны несколько раз. Правило как бы обращает ребенка на собственные действия, дает им вербальное оформление и таким образом поднимает на уровень сознания то, что уже существует в его поведении. Поэтому важнейшим условием формирования произвольного поведения в игре в дошкольном возрасте является многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления. Такой путь создает возможность формирования образа собственных действий и их контроля посредством правила, что и составляет сущность осознания своего поведения и овладения им на этом этапе развития личности дошкольника. По окончанию формирующего воздействия была проведена контрольная диагностика. Анализ полученных данных и его математическая обработка позволяют говорить о наличии положительной динамики развития произвольности у детей дошкольного возраста. Существенные положительные сдвиги установлены по следующим психологическим параметрам: активность, дисциплинированность, а, следовательно, и успешность овладения образовательной программой дошкольного учреждения.
Литература: 1. Непомнящая Н.И. структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста //Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. – М.: Просвещение, 1995. – 412 с. 2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998. – 220 с. 3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе //Вопросы психологии, 1990, - № 3, С. 49-58. 4. Чуприкова Н.И. организация и механизмы произвольных познавательных процессов и двигательных актов человека //Вопросы психологии, 1980, - № 3, С. 32-44.
|