|
Иркутский государственный педагогический университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Современные лингводидактика и психология обучения иностранным языкам обладают солидными эмпирическими исследованиями процессов запоминания, сохранения и воспроизведения иноязычной лексики. Однако изучение процесса забывания часто сводится либо к понятию «недифференцированный навык», либо к проблемам, связанным с общим функционированием памяти, внимания, мышления. Зигмунд Фрейд излагает свой подход к рассмотрению данной проблемы. Он считает, что одним из механизмов забывания является «нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего от чего-то вытесненного». В немецком языке есть поговорка, выражающая истину, что забывание чего-нибудь никогда не бывает случайным. Ученый полагает, что «слова, обычно употребляемые в родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело со словами иностранными. Предрасположение к забыванию их существует по отношению ко всем частям речи, и первая ступень функционального расстройства сказывается в той неравномерности, с какой мы располагаем запасом иностранных слов в зависимости от общего состояния и от степени усталости». З.Фрейд делает вывод: «даже у здоровых, не подверженных неврозу людей, можно в изобилии найти указания на то, что воспоминания о тягостных впечатлениях и представления о тягостных мыслях наталкиваются на какое-то препятствие». Далее З.Фрейд пишет, что: «если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам известно теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологическая теория не была еще в состоянии дать отчет об основном феномене припоминания и позабывания в его совокупности; более того, последовательное расчленение того фактического материала, который можно наблюдать, едва лишь начато». Такое понимание проблемы забывания иностранных слов может привести к неожиданным и очень перспективным направлениям развития лингводидактики, психолингвистики и психологии обучения иностранным языт ам. Естественно, это требует разработки частной (специальной) методологии, как совокупности определенных методов, методик и процедур, а также подготовки специалистов, владеющих широким спектром теоретических и практических навыков в смежных с психоанализом направлениях. Литература 1. Выготский Л.С. Мысль и словом/Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк»-1996. 2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.:1991. 3. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.Пособие для учителя. — М: АРКТИ, 2000. — 165 с. 4. Фрейд З.Психология обыденной жизни. М., 1991
|