КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ
|
|
|
Автор Кацук Л.Н., Недобыльская Ю.П.
|
02.07.2009 г. |
Владивостокский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Нормальную анатомия, в отличие от других предметов, студенты изучают в течение трех семестров, однако и этого времени недостаточно, чтобы в должной мере овладеть всеми ее разделами. Сравнительно большой объем материала и многообразие сведений ставит перед коллективом кафедры серьезные задачи по научной организации учебного процесса. Самые талантливые преподаватели могут лишь передать информацию, но не знания. Приобрести полноценные знания можно лишь в процессе самоподготовки. Именно этой концепции придерживаются на нашей кафедре.
Мы отменили обязательную сдачу пропущенных занятий, изменив неписанному правилу нашего ВУЗА: «не так важны знания, как присутствие». В случае необходимости студент может прийти в любой день недели и разобрать самостоятельно, или с дежурным преподавателем любой вопрос учебной программы. К услугам студента учебные препараты, музей и преподаватель. За весь материал, в том числе и пропущенных занятий, студент отчитывается на итоговом занятии.
Отбор учебного материала по всем темам практических занятий совершенствуется на протяжении 10 лет. За это время коллективом кафедры опубликовано 3 издания кратких методических пособий по самостоятельной работе студентов.
Стимулирование познавательной деятельности студентов и формирование творческого мышления достигается путем умелого сочетания традиционных классических методов обучения на трупном материале с различными формами индивидуальной работы со студентами.
Хорошо зарекомендовали себя группы «углубленного изучения анатомии». Студенты, отлично справляющиеся с учебным процессом, имеют индивидуальный график посещения занятий. За короткий срок они овладевают обязательной программой, а в остальное время занимаются дополнительным изучением вопросов анатомии, выходящих за рамки типового плана.
Более полному раскрытию индивидуальных возможностей студентов способствует внедрение в учебный процесс курсовых работ по материалам препарирования. Курсовая работа выполняется по различным разделам анатомии в течение 1 года под руководством преподавателя. В это время студент изготавливает учебные и музейные анатомические препараты, работает с литературой по теме исследования. Защита курсовой работы проходит на объединенном заседании кафедры и научного студенческого кружка. К сожалению, оформление курсовой работы нередко представляет для студента большие трудности, т.к. это едва ли не первая попытка подытожить свою самостоятельную исследовательскую деятельность и сделать собственные выводы.
Выполняя подобные задания, сопоставляя полученные результаты со среднестатистическими данными, студент впервые проникается сознанием самостоятельного научного мышления, творчества и поиска, убеждается, как важно уметь не только собственноручно изготовить анатомический препарат, но и описать его, оценить, проанализировать сделанное своими руками. Именно такой подход к самостоятельной работе необходим студентам для формирования в дальнейшем широты, логичности и глубины клинического мышления.
Проводимые по материалам курсовых работ конкурсы «Лучший анатомический препарат года» не только стимулируют студентов к лучшему овладению навыками препарирования, но и вносят необходимый соревновательный момент в процесс обучения. О целесообразности этой формы работы свидетельствуют десятки прекрасно выполненных препаратов, которые не только используются на занятиях и лекциях, но и пополняют анатомический музей.
Таким образом, перечисленные формы обучения принципиально меняют сущность учебного процесса: от методики «наполнения» студентов знаниями к методике формирования навыков самостоятельного приобретения этих знаний. Данные методы обучения поддерживают психологический настрой студентов первых курсов, главной целью которых является как можно скорее овладеть избранной профессией и закладывает основу для формирования личности врача и его профессионального мастерства.
Похожие статьи:
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГИСТОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВОВ СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ
|
Последнее обновление ( 17.01.2011 г. )
|