Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Печать E-mail
Автор Кисиль В.Г.   
02.07.2009 г.
Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


      Социальный заказ общества школе  в условиях модернизации общего  и профессионального образования определяется формированием активной личности учащегося. Отсюда становится очевидным, что профессиональная подготовка учителя биологии должна быть адекватной задачам этого реформирования и современным представлениям о подготовке учителя. Успешное решение поставленных обществом задач напрямую зависит от организации учителем самого учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает необходимость при подготовке будущего учителя  биологии, наряду с обязательными нормативными элементами в организации и осуществлении учебного процесса создавать такие условия, которые бы позволяли студентам овладевать творческой деятельностью.
     Следовательно, цель методики обучения биологии как учебной дисциплины- вооружение будущего учителя определенными способами умственных и практических действий. Модернизация содержания методической подготовки требует активных методов обучения, развивающих у будущего учителя  оперативное мышление и формирующих у него устойчивые умения самостоятельной профессиональной деятельности.   
    Раскроем содержание приведенного выше понятия “оперативное мышление”:  это мыслительная “деятельность  по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе моделирования человеком состояний обьекта труда и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению реальными обьектами и процессами” (Д.А.Душков, 2000). Во многих видах труда (педагога, врача и др.) специалист получает значимую для него информацию, которая рассматривается в качестве информационной основы деятельности. Отсюда, целесообразно, чтобы эта информация (о состоянии среды, обьекте и средствах труда, результатах деятельности и тд.), получаемая человеком разными способами, была бы соответственно организована. Это облегчает человеку, будущему специалисту, построение концептуальной модели его профессиональной деятельности.
         Направленность экологического мышления, как показывает наш опыт, можно осуществлять через накопление необходимого запаса знаний, экологических понятий, входящих в содержание курса “Биология” и его разделов. В период методической подготовки студенты знакомятся  с общепринятой классификацией экологичеcких понятий, их составом и содержанием, с методами преподавания экологических понятий и убеждаются в том, что сложность, многоэлементность состава экологических понятий оказывается важным фактором, влияющим на выбор методов и средств их изучения в школе.
     Поэтому нельзя ограничивать процесс обучения студентов передачей стереотипного набора конкретных знаний, умений и навыков, которые по мнению многих преподавателей, помогут выпускникам вузов в будущем решать профессиональные и жизненно значимые проблемы. Нам представляется, что решению проблемы развития экологического профессионального мышления студентов во многом способствует использование в учебном процессе активных методов обучения, применение педагогических технологий  направленных на формирование у студентов умений осуществлять постановку проблемы, формулировать вопрос, задачу, проводить сравнение, обобщение, выявление признаков, составлять вопросы для самоконтроля, а также  применение отдельных заданий, развивающих у студентов способность оперировать образами обьектов, моделировать ситуации, умения прогнозировать.
        Большой потенциал экологического образования студентов заложен в интеграции научных знаний с практической деятельностью. В практической деятельности обучающиеся приобретают важный опыт работы в группе, сотрудничества, взаимодействия, распределения функций и обязанностей. По мнению Д.Н. Кавтарадзе, три метода группового обучения – дискуссии, ролевые и имитационные игры – образуют последовательно усложняющийся ряд. А одна из главных особенностей этих методов заключается в том, что они вынуждают обучаемого к активности (Д.Н.Кавтарадзе,1975). Участвуя в дискуссиях, человек приобретает навыки и воспитывает в себе привычку аргументированно отстаивать свою версию.  В ролевой игре полученные знания «оживают». Происходит  их переоценка,  они усваиваются на более высоком уровне в процессе практического использования. Для многих участников игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне. В имитационной игре (игровое проектирование), имеющей общий предмет (модель) деятельности, синтезируются три вида методов обучения: экспертный, аналитический и экспериментальный. Этот общий обьект деятельности и образует содержательную основу для общения, что содействует развитию у студентов навыков принятия коллективных решений.
   Эффективность активных методов обучения еще больше возрастает при использовании компьютеров непосредственно в учебном процессе ( например, в имитационных играх). Особенно это важно в условиях дефицита учебного времени, отводимого на дисциплины экологического профиля, что открывает широкие возможности не только для приобретения студентами комплекса знаний, формирования у них экологического мышления, но и для применения в условиях, хотя и смоделированных, однако весьма близких к реальным. С помощью моделирования также возможен самоконтроль деятельности студентов и выявление эффективности принятия того или иного решения.
        Поскольку познавательная  самостоятельность студентов возникает  и развивается в деятельности, то наиболее адекватными технологиями развития в условиях современного вуза являются технологии проблемно-деятельностного обучения. Под проблемно-деятельностным обучением мы понимаем обучение решению нестандартных задач, в ходе которого происходит самоизменение, саморазвитие субьекта (личности студента), т.е. формирование у студентов способности к самостоятельному развитию себя как личности и субьекта будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях со студентами мы используем  технологию развивающего типа ( модель: система проблемных вопросов). Исходя из существующих форм общечеловеческой мысли : понятие, суждение, умозаключение предусматривается применение проблемных вопросов трех типов: вопросы-понятия (что представляет?, что называется?, что такое?, что понимается под …?   и т.д.; вопросы-суждения ( с какой целью?, вследствие чего?, в каком случае?, когда?, почему?, каким образом?);  вопросы-умозаключения ( как доказать, что?, чем обьяснить, что? и т.д.). Применение технологии проблемных вопросов в процессе профессиональной подготовки позволяет вывести студентов на абстрактно-понятийный уровень мышления, повысить качество их умственной деятельности.
       Прогнозирование –это разновидность  получения информации о будущем в виде описаний, обоснованных предположений, определений в основе которого лежат знания человека о чем –либо, оценка всего происходящего и его анализ (Т.В.Дымова, 1999). Прогнозирование может осуществляться на трех уровнях: наивно-интуитивном, научно-гипотетическом и опытно-логическом.
     На занятиях по методике обучения биологии прогностическая деятельность студентов осуществляется на опытно-логическом уровне, основу которого составляет развитие абстрактного мышления и логики. На данном уровне осуществляется не только конкретное проектирование, но и программирование деятельности. Учебный материал прогностического характера отличается по содержанию и  может быть представлен заданиями трех видов.
Задания тестового характера. Например:
Спрогнозируйте, что  будет оказывать значительную положительную роль при формировании  у учащихся экологического понятия «биосистема». Ответ обоснуйте:
1.наглядность;
2.система логических приемов (анализ, синтез, сравнение и т.д.);
3.вопросы и задания проблемного характера.
Задания типа «Что будет, если …». Например:
Сложный и многообразный состав экологических знаний нередко затрудняет отбор учителем главного, существенного и приводит  к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися несущественных признаков отдельных обьектов и явлений. Спрогнозируйте конечный результат качества полученных  учащимися знаний.
Задания теоретико-практического  типа. Например:
Охарактеризуйте систему экологических понятий школьного предмета «Биология» и смоделируйте перспективные линии их развития ( на примере одного из  выделенных понятий).
     В заключение следует отметить, что рациональное сочетание и  применение  активных методов и комплекса технологий развивающего обучения в процессе профессионально-методической подготовки студентов может способствовать наиболее эффективному формированию как профессионального оперативного  мышления так и профессиональных умений будущего учителя биологии. 

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99