Сибирский
государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с
курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность.«Человек, которого любят
одни, а ненавидят другие– это гений»– эти слова в полной мере относятся к
личности М.Ю. Лермонтова, интерес к творчеству которого носит неугасающий
характер. Исследование медицинских аспектов его наследия актуально, поскольку
оно позволяет выявить важнейшие особенности развития отечественной культуры, в
полной мере обнаружившиеся во второй половине ХIХ века и обозначившие переход
культурного сознания к современности. Свидетельством этих изменений является
растущий интерес российского общества к медицинским темам и сюжетам. Начальной
точкой этих процессов, по мнению К. Богданова, является внимание общественности
к последствиям ранения А.С. Пушкина на дуэли. В российской литературе заявляет
о себе и получает развитие тема телесных мотивов: у Толстого, Достоевского,
Чехова. В живописи передвижников в противовес идеализму академической традиции
получают художественную разработку физические недуги, мертвые тела, похороны.
Рассмотрение в этом русле наследия М.Ю. Лермонтова дает дополнительный
иллюстративный материал, а также углубляет представление об особенностях
творчества поэта.
Цель. Анализ медицинских аспектов
творчества М.Ю. Лермонтова.
Задача:
выявление на примере конкретных текстов присутствия медицинских тем и сюжетов в
наследии русского литератора.
Материал и методы. Биографические
сведения, а также литературное наследие М.Ю. Лермонтова. Методы: исторический,
герменевтический.
Результаты. В детстве М.Ю. Лермонтов
часто и подолгу болел. С медициной своего времени он познакомился через
доктора-иностранца Ансельма Леви. Во время учебы Лермонтова в Московском
университете разразилась эпидемия холеры, и это нашло отражение в его
творчестве. В 1832 году в манеже Петербургской школы гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров лошадь расшибла Лермонтову ногу до кости. Его поместили
в лазарет, расположенный в здании школы (впечатления об этом отразились в поэме
'Гошпиталь'). Во время первой ссылки на Кавказ весной 1937 года Лермонтов
простудился в дороге. Лечение в госпитале вновь поправило его здоровье. Он
познакомился с ученым и либеральным доктором Н.В. Майером (прототип доктора
Вернера в 'Герое нашего времени'). В период второй ссылки на Кавказ летом и
осенью 1840 года Лермонтов принимал непосредственное участие в походах отряда
генерала А.В. Галафеева в Большую и Малую Чечню. Наблюдая за боевой жизнью
войск, Лермонтов уделил внимание вопросам профессиональной, в том числе морально-этической
стороне деятельности военных медиков. Особого обсуждения требует сюжет,
связанный с 'неравноправным' присутствием в творчестве поэта чумы и холеры как
распространенных эпидемических заболеваний в России ХIХ века. Холера у поэта
представлена минимально, в то время как чума присутствует в текстах более
широко. Различал ли поэт чуму и холеру, а если да, то почему он предпочёл
описание признаков чумной эпидемии?
1. Поэт был
достаточно осведомлен о холере (мог узнать от знакомых врачей или от друга
профессора И.Е. Дядьковского, который состоял в комитете по борьбе с холерой,
работал в очаге холеры, в Саратове).
2. Другой
источник знаний – 'Полный и всеобщий домашний лечебник' (составитель - Г.
Бухан, английский врач).
3. Сказались
также воспоминания детства, впечатления последующей жизни (чума на Кавказе,
дедушка Лермонтова по материнской линии погиб во время чумного бунта, чума в
Саратовской губернии, чума в Кавказской армии). Чума достаточно часто
упоминалась в различных произведениях Лермонтова. Она была 'достойна' быть
'героиней' романтических произведений. А холера – нет. Можно согласиться с
выводом О. Домбровского о том, что более интенсивно протекавшее разрушение
организма в ситуации холеры не могло сделать ее героиней романтического текста.
Чума – не менее страшное заболевание, но визуально менее травмирующее, что для
поэта-романтика имело не последнее значение.
Выводы.Исследование литературного
наследия М.Ю. Лермонтова подтверждает присутствие в его текстах медицинских тем
и сюжетов, что вписывается в общей линию развития процесса медикализации
отечественной культуры.
Личный вклад:
обобщения в современной историко-медицинской литературе сведений, касающихся
темы 'Лермонтов и медицина', привлечение клинического материала для иллюстрации
выводов работы, рассмотрение сюжета 'Лермонтов и медицина' в общей перспективе
развития отечественной культуры ХIХ века.
|