Сибирский
государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. Суррогатное (замещающее)
материнство становится всё более и более распространённым средством преодоления
бесплодия в мире. Но одновременно оно ставит под вопрос традиционные понятия,
такие как 'мать, отец, родители', что неизбежно актуализирует правовые и
этико-философские аспекты данной технологии.
Цель.Определить
причины проблематичности статуса родителей в суррогатном материнстве.
Задачи: выявить правовые аспекты суррогатного
материнства; обозначить проблемы супружеского статуса в суррогатном материнстве
с точки зрения биоэтики, определить достоинства и недостатки суррогатного
материнства.
Материал и методы. В процессе работы
были применены традиционные методы формально-логического анализа, а также
целостный подход к проблемам суррогатного материнства.
Результаты. Суррогатное материнство –
вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина
добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически
чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам -
генетическим родителям. Порой возникают проблемы, касающиеся того, что суррогатная
мать после рождения ребенка может передумать и не дать согласия биологическим родителям
на запись их в качестве родителей ребенка. Эта возможность для суррогатной матери
закреплена в действующем Семейном кодексе (п. 4 ст. 51). Права на малыша за
биологическими родителями признаются лишь в случае добровольного отказа от него
суррогатной матери (гл. 10, ст. 52, п. 3 СК). Несмотря на то, что суррогатная
мать в письменной форме подтверждает своё согласие на подсадку 'чужого'
эмбриона, ни один договор не воспрепятствует ей изменить
решение. Репродуктивные технологии все чаще заставляют думать нас о том,
что означает быть родителем? Три возможных значения статуса родителя: родитель
как 'биология' (биологические родители); родитель как намерение;
родитель-childrearing (воспитание детей – социальные родители). Ребенок,
рожденный женщиной, которая является также его генетической матерью ее
биологический ребенок однозначно. Мужчина, поставляющий сперму – биологический
отец. Биологические родители – это те, кто, как минимум, зачал и родил
человека, а как максимум, снабжал его пищей, жильем, иными базовыми ресурсами
вплоть до обретения им самостоятельности. Статус родителя-намерение, означает,
что женщина и мужчина намереваются (планируют, желают) иметь ребенка. Наконец,
социальный родитель – тот, который обеспечит ребенка в его нуждах: забота, ласка,
эмоциональный контакт. Социальные родители являются опорой ребенка при начале
самостоятельной жизни. Считаю, что наиболее благополучный статус родителя для
общества – союз трех предложенных вариантов. Моральная несостоятельность
суррогатного материнства в том, что оно неизбежно вводит в репродуктивный
процесс третью сторону. Популярное выражение 'матка на прокат' указывает на
морально-этическую сомнительность этой процедуры.
Метод суррогатного материнства имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство-метод
решения проблемы бесплодия. Несмотря на разнообразные причины бесплодия, данный
метод позволяет иметь паре ребенка практически при любой патологии. Противники
суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара,
создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для
вынашивания своих детей. Активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления
в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные
устои, в том числе святость брака и семьи.
Выводы. Суррогатное материнство как
репродуктивная технология требует глубокого изучения. Имеется в виду
морально-этическая сторона, которая предполагает осмысление проблемы именно на
философском уровне. Таким образом, суррогатное материнство хоть и является
одним из методов разрешения бесплодия в стране, все-таки влечет за собой определенные
проблемы.
|