Ивановская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
В системе профессиональной подготовки врача воспитательная работа со студентами рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности высшей школы. В течение шести последних лет в Ивановской государственной медицинской академии возобновилась работа кураторов студенческих групп, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса. Кураторство – это форма воспитательной работы, направленная на создание условий для успешной адаптации студентов-первокурсников к правилам вузовской жизни. Координация работы кураторов осуществляется Советом кураторов.
Цель кураторства – заложить основу формирования и становления личности будущего врача, для которого характерны: активная жизненная позиция, гражданская зрелость, высокая нравственность, интеллигентность и культура.
Для быстрой и лучшей адаптации первокурсников к обучению в академии в осеннем семестре кураторами групп проводятся следующие мероприятия. Во всех группах проводится анкетирование студентов с целью выявления интересов и увлечений, мотивов выбора профессии врача. Выясняются условия проживания студентов на частных квартирах и в общежитии, в течение семестра кураторы дважды посещаются общежития, а при необходимости съемные квартиры.
Кураторы разъясняют права и обязанности студентов, знакомят с особенностями учебного процесса в медицинской академии, учебным расписанием, расположением кафедр, правилами получения учебников и другой методической литературы, беседуют о культуре поведения в ВУЗе и общественных местах.
По инициативе Совета кураторов в конце сентября проводятся курсовые лекции, посвящённые вопросам гигиены умственного труда, методике записывания лекций. На лекциях студентам даются рекомендации по составлению режима труда и отдыха, рациональному питанию, объясняется, как правильно записывать лекции, чтобы затем суметь качественно подготовиться к занятиям за короткое время. В каждой группе проводятся беседы о правилах написания конспектов, пользовании учебной и дополнительной литературой. Даются рекомендации о методике самостоятельной подготовки к занятиям, в частности, о необходимости изучения заданного материала в течение нескольких дней по частям. Кураторы рассказывают студентам о правилах работы в библиотеках города, организации досуга в академии, работе научных студенческих кружков и спортивных секций.
Студентам курируемой группы оказывается помощь в выборе актива группы: культорга, профорга и физорга и составлении плана совместных мероприятий на год.
Еженедельно, встречаясь со всей группой или со старостой группы, кураторы выясняют успеваемость студентов, объем имеющихся задолженностей и дают рекомендации по их устранению. Ежемесячно во всех группах проводятся собрания с анализом рейтинга успеваемости и состоянием дисциплины.
Кураторы проводят индивидуальную работу с отстающими студентами, выясняют причины неуспеваемости. Анализ причин неуспеваемости показывает, что к ним относятся: большой объем изучаемого материала по предметам и нерациональная организация рабочего времени; отсутствие рядом родителей, семьи; наличие проблем адаптации в новом коллективе (группе); взаимоотношения с преподавателями.
Кураторы беседуют с преподавателями разных кафедр, у которых занимаются студенты курируемых групп. В ряде случаев оповещают родителей о проблемах в учебе, возникающих у их детей в течение семестра. На большинстве кафедр кураторы для студентов курируемой группы проводят дополнительные консультации по преподаваемому предмету.
Совет кураторов организует встречи студентов первого курса и их кураторов с психологами, которые дают рекомендации о путях решения проблем, связанных с адаптацией к вузовской жизни, рассказывают о том, как повысить свою успеваемость, построить позитивные, взаимоотношения в студенческой группе. В декабре проводится общее собрание кураторов студенческих групп с участием психологов. Каждый куратор готовит информацию о том, с какими трудностями психологического характера приходится сталкиваться в своей работе, какие проблемы связаны с адаптацией студентов к обучению и какая помощь им оказана. Психолог проводит анализ выявленных проблем и даёт рекомендации по способам их устранения.
Для знакомства с богатейшими традициями ИГМИ – ИвГМА кураторы организуют посещение музея истории академии, где студенты узнают о тех, кто стоял у истоков открытия вуза, тех, кем по праву гордится ИвГМА. Для укрепления мотивации в выборе профессии, в рамках профориентационной работы в группах проводятся беседы с врачами различных специальностей, организуются посещения ведущих клиник города. С целью повышения уровня культуры, в течение семестра кураторы со студентами посещают театры, выставки, организуют экскурсионные поездки по Золотому кольцу России. Проводятся поздравления именинников, литературные, музыкально-поэтические вечера.
Кураторы оказывают помощь в разрешении проблем, связанных с состоянием здоровья тем студентам, которые в этом нуждаются. С целью профилактики ЗППП, ранних беременностей совет кураторов организует лекции акушеров-гинекологов для студенток-первокурсниц.
В декабре перед зимней сессией в каждой группе проводятся собрания, на которых студентов знакомят с приказом ректора о проведении сессии, методикой выставления экзаменационных оценок, оформлением зачетной книжки и разъясняют принципы ликвидации задолженностей во время сессии. В течение января проводится мониторинг выхода на сессию отстающих студентов и контроль сдачи ими экзаменов.
Проведенные деканатами, кафедрами и кураторами мероприятия по адаптации студентов в течение осеннего семестра позволяют сохранить контингент первокурсников и начать их успешное обучение в следующем семестре.
Похожие статьи:
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ НАГРУЗКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АДАПТАЦИОННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ
КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПРОТЕЗНОГО ЛОЖА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ИЗГОТОВЛЕННЫМ СЪЕМНЫМ ПРОТЕЗАМ
|