Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема активизации учебной деятельности студентов является одной из актуальных в высшей школе. Это объясняется прежде всего тем, что в нынешних условиях перед высшей школой ставят задачи, требующие, в первую очередь, приобретение не только знаний, но и умений и навыков, необходимых для становлений специалиста, отвечающего требованиям времени. Научно-технический прогресс требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Это не могло не коснуться и фармацевтических дисциплин, в частности, фармацевтической химии, занимающейся: 1) установлением знаний и закономерностей между строением лекарственных веществ и их свойствами; 2) поиском способов получения биологически активных веществ на основании углубленного изучения и направленного изменения их природной структуры; 3) разработкой принципов и требований, определяющих качество лекарственных средств и выбором методов количественной оценки их в лекарственных формах, растительном сырье, биологических объектах.
Характерной особенностью фармацевтической химии последних 10-15 лет явилось значительное расширение номенклатуры лекарственных препаратов, увеличение объема информации, касающейся их фармакологических и физико-математических характеристик. Увеличилось количество методов и методик анализа лекарственных средств в разнообразных объектах. В связи с этим, преподавание фармацевтической химии за период, предусмотренный учебным планом, на основе общепринятых традиционных форм, т.е. систематического изложения частных вопросов, стало практически трудной задачей. Поэтому, по нашему мнению, следовало бы максимально разгрузить отдельные разделы дисциплины от фактического и описательного материала, оставив минимум, который необходим для иллюстрации и разъяснения методики приложения общетеоретических положений и закономерностей фармацевтической химии.
Решение стоящей перед нами задачи потребовало от преподавателя и студента новых отношений, которые представляли бы взаимодействие двух субъектов на уровне профессионального понимания обсуждаемых вопросов с обеих сторон. На кафедре общей и биоорганической химии, где в настоящее время проходит учебный курс по фармацевтической химии, преподавателю, несомненно хорошо знающему свой предмет и те химические дисциплины на которых базируется данный предмет, приходится переосмыслить содержание не только отдельных лекций, но и всего теоретического и практического курса, провести также внутрипредметную интеграцию.
Важным звеном в учебном процессе, по нашему убеждению, является внешнепредметная интеграция с подбором только тех единиц знаний и навыков по ранее изучавшимся и параллельно изучаемым предметам, которые необходимы для усвоения студентами не только каждой темы раздела, но и предмета в целом. Приведенное нами исследование прочности усвоения и выживаемости знаний, умений и навыков, необходимых для изучения фармацевтической химии, выявили различный уровень готовности студентов к усвоению сложности материала данного предмета. Дисперсия исходного уровня знаний, умений и навыков по готовности к изучению фармацевтической химии обнаружила тесную корреляцию с бывшей успеваемостью студентов, за минусом потери информации на один-два балла. Имевшаяся у преподавателя внешнепредметная интегративная матрица была распечатана для студентов, и они могли увидеть, какие вопросы из предшествующих дисциплин, особенно из органической и аналитической химии, им необходимо доучить с целью усвоения нового материала. Внедрение в практику обучения методической основы доступности излагаемого материала, в котором содержание неизвестного строится на исходном уровне знаний, умений и навыков известного и проводятся связи нового со старым, и выведения непонятного из понятного, - способствует развитию интегративного мышления студентов.
В заключение следует отметить, что методические основы доступности требуют от преподавателя постоянного учета учебных возможностей студента, готовности его к самообразованию, оценке объективной и субъективной трудности осмысления, выносимых преподавателем на обсуждение учебных вопросов.
Похожие статьи:
ОЦЕНКА ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
БИОХИМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК ПРИМЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ