Курский государственный университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Сущность современного образовательного процесса в высшей школе в условиях быстрого роста потока информации заключается не только в том, чтобы дать студентам знания и умения, развить их теоретическое мышление, но и в том, чтобы оснастить их возможностями самостоятельного приобретения знаний, применять их на практике, воспитать такое важное качество современного специалиста как профессиональный динамизм. В связи с этим учебный процесс все в большей мере приобретает характер самостоятельного учебного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателями на основе различных средств и методов обучения. В учебных планах вузов имеется тенденция сокращения аудиторной нагрузки и соответственно увеличения доли самостоятельной работы студентов. При этом ведущей формой и методом обучения является лекция. В тоже время, она обеспечивает лишь знакомство с материалом, не вырабатывает умений, навыков творческого владения знаниями, т. е. выполняет направляющую и организующую роль в изучении дисциплины. Поскольку цель обучения заключается не только в сообщении информации, но и в вооружении приемами познавательной деятельности, системой ориентировки в изучаемом курсе, то достижение этой цели возможно в ходе самостоятельной деятельности студента. Самостоятельную деятельность студента можно определить как систему индивидуальной и групповой учебной деятельности, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных, внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании [1]. Условно в самостоятельной деятельности студента можно выделить две составляющие: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по-своему усмотрению, без непосредственного контроля [2, 3]. Повышая значимость самостоятельной работы студентов, система высшего образования ставит задачу эффективной ее организации. Эффективность самостоятельной работы студентов может быть обеспечена при оптимальных условиях планирования, научной организации учебного труда студентов при использовании различных методов и средств обучения, управления самостоятельной работой и ее контроля. Для студентов небиологических специальностей в соответствии с Государственным образовательным стандартом в блоке естественно-научных дисциплин предусмотрено изучение курса «Биология», который призван ознакомить студентов с основными проблемами современной биологии. Необходимость изучения курса «Биология» на отделении «Экология» обусловлена также тем, что биология является теоретической основой экологии как одной из ее отраслей. Согласно рабочей программе на изучение данной дисциплины в КГУ предусмотрено 110 лекционных часов, 92 часа лабораторно-практических занятий и 48 часов самостоятельной работы. Курс «Биология» изучается в течение I - III семестров, что создает некоторые затруднения при организации самостоятельной деятельности студентов. Сложности самостоятельной работы на младших курсах связаны с сохранением у большинства студентов стереотипа школьного мышления, многие не имеют навыков правильной работы с книгой, лабораторным оборудованием, недостаточно готовы к самостоятельной, а тем более к творческой работе. Эту специфику приходится учитывать, определяя формы организации самостоятельной работы на 1-2 курсах. Преобладающим видом является самостоятельная работа под управлением преподавателя с постоянным контролем и предусматривается поэтапное формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного выполнения заданий. Большую помощь студентам оказывают учебно-методические рекомендации, которые помогают организовать самостоятельную работу, служат руководством к изучению конкретной темы. Одна из форм самостоятельной деятельности студентов посвящена систематизации знаний, сообщенных студенту во время лекций, и заключается в составлении опорных конспектов в виде логических схем, таблиц, схематических рисунков по изучаемым темам. Осмысление материала лекции и преобразование его в опорный конспект можно охарактеризовать как творческий акт, помогающий усвоению. Составление логических схем, схематических рисунков, отображающих различные биологические процессы, позволяет конкретизировать изучаемый материал, сформировать ясное представление о сущности процессов и явлений в природе. Так, например, при изучении цитологии студентам предлагается схематически изобразить механизмы процессов биосинтезе белка в прокариотической и эукариотической клетках, фотосинтеза, клеточного дыхания; при изучении основ гистологии - составить логические схемы классификации соединительной ткани, форменных элементов крови с указанием принципа классификации, схемы гемопоэза и т. п. Компактность сведений, отображенных в опорных конспектах, возможность охватить их единым взглядом создают благоприятную психологическую основу для логических операций (сравнения, обобщения и др.). В результате в долговременной памяти «упаковываются» основные знания. Базовой формой самостоятельной деятельности студентов является работа с учебными пособиями, научными журналами, которая лежит в основе как самостоятельного изучения студентами отдельных тем программы, так и в выполнении реферативных работ. Выполнение реферативных работ, подготовка докладов предполагает авторский анализ современной научной и научно-популярной литературы, отражающей основные аспекты и проблемы изучаемого курса. При этом решаются задачи: развитие навыков самостоятельной работы студентов с литературными источниками при решении поставленных задач, выработка умения самостоятельно выделять из общей литературной информации основных фрагментов по заданной теме, излагать изучаемый материал в краткой по объему и емкой по содержанию форме, углубление знаний, знакомство с современными достижениями науки. Как правило, тему реферативной работы студенты выбирают самостоятельно, согласно их интересам, поскольку это обеспечивает более конструктивное усвоение материала, у студентов появляется стимул к более глубокому познанию, т. е. работа выполняется не ради отметки о зачете. Поскольку объем программного материала дисциплины зачастую превышает временные возможности, отводимые в учебном плане на ее изучение и закрепление, то ряд тем выносится на самостоятельное изучение студентами. Так, самостоятельно студенты изучают химический состав клеток, виды и значение включений в клетках, особенности строения растительных клеток, растительные ткани, строение и функционирование половых желез. При этом студентам указываются основные вопросы, на которые следует обратить внимание при изучении темы, учебная литература (основная и дополнительная). Задания для самостоятельной деятельности студентов также могут иметь прикладной характер. Они направлены на обогащение знаний за счет выполнения научно-исследовательских работ. Например, студентам предлагается приготовить и изучить временные препараты листа элодеи («Особенности растительных клеток»), клеток плоского эпителия полости рта человека («Животные ткани»), колленхимы в стеблях щавеля и подсолнечника («Растительные ткани»). При этом также вырабатываются навыки работы с лабораторным оборудованием, в частности с микроскопом, которые могут быть использованы студентами при изучении других дисциплин («Учение о биосфере», «Экология») и в предстоящей профессиональной деятельности. По дисциплине предусмотрены и другие дополнительные виды деятельности студентов, требующие внесения в работу элементов творчества. К таким видам самостоятельной работы студентов относятся изготовление иллюстративного материала по дисциплине, где тема определяется преподавателем, а содержание и форма исполнения студентом, разработка тестовых, контрольных заданий. В эффективности самостоятельной работы немаловажную роль играет правильно и четко налаженный контроль. Для контроля за самостоятельной деятельностью студентов существует график выполнения заданий, в котором регулируется содержание и сроки: что и когда изучать, когда и в какой форме отчитаться. Формы контроля за выполнением самостоятельной работы студентов разнообразны: коллоквиумы, контрольные работы, тестовый контроль, выступление с докладами, составление картотек литературы по изучаемым темам и др. Таким образом, выполнение всех видов самостоятельной работы, в комплексе или частично, позволяет студентам более глубоко и полно изучить дисциплину, получить первоначальные навыки для дальнейшего творчества.
Литература: 1. Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. - 96 с. 2. Шатуновский В., Шатуновская В., Лебович З. О самостоятельной работе студентов // Вестник высшей школы, 1990. - № 1. - С. 63-72. 3. Шатуновский В., Шатуновская В., Лебович З. О самостоятельной работе студентов // Вестник высшей школы, 1990. - № 2. - С. 65-74.
|