Пятигорская государственная фармацевтическая академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Стратегической линией подготовки выпускников фармацевтических вузов является комплексное изучение специальных дисциплин. Необходимость комплексирования преподавания на специальных кафедрах обусловлена сдачей итогового междисциплинарного экзамена при государственной аттестации выпускников. Это связано с тем, что в будущей профессиональной деятельности специалистам–провизорам необходимо будет решать вопросы, затрагивающие все указанные дисциплины совместно. Поэтому выпускники должны уметь синтезировать знания, полученные по всем специальным дисциплинам, для решения ситуационных задач, возникающих в процессе работы. Для того, чтобы студенты могли адаптироваться к такой ситуации, их необходимо готовить в процессе обучения.
С этой целью на кафедре фармацевтической химии проводится ряд комплексных занятий с другими специальными кафедрами. Планируются занятия в соответствии с рабочей программой в хронологической последовательности. Так, по темам: «Порошки», «Растворы для инъекций», «Таблетки» проводятся комплексные занятия совместно с кафедрой технологии лекарств; по темам: «Сырье, содержащее витамины», «Растительное сырье» – с кафедрой фармакогнозии.
Например, к комплексному занятию по теме «Производство инъекционных растворов в ампулах и их анализ» совместно с кафедрой технологии разработаны методические указания, которые включают информационный блок, содержащий сведения по производству ампул, подготовке и заполнению ампул, оценке качества ампулированных растворов. На кафедре технологии лекарств студенты учатся проводить необходимые расчеты при приготовлении инъекционных растворов, изучают способы их стабилизации, а затем готовят растворы.
Оценку качества приготовленных растворов студенты проводят на кафедре фармацевтической химии, определяя прозрачность и окраску, объем и рН инъекционного раствора, отсутствие механических включений и др. испытания. Студенты знакомятся с инструкциями и другими нормативными документами по оценке качества инъекционных растворов в ампулах, выполняют качественный и количественный анализ.
Для оценки приобретенных знаний в методических указаниях имеется раздел «Ситуационные задачи», содержащий теоретические задания по приготовлению и анализу инъекционных растворов и образцы решения типовых задач. Правильность решения студентами этих задач позволяет оценить качество усвоения материала.
К комплексному занятию с кафедрой фармакогнозии разработаны методические указания «Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего витамины». На кафедре фармакогнозии студенты изучают лекарственное сырье, содержащее витамины, проводят товароведческий анализ сырья, устанавливают числовые показатели.
На кафедре фармацевтической химии студенты определяют содержание кислоты аскорбиновой и свободных органических кислот в плодах шиповника и лекарственных формах. Кроме того, изучают методики качественного и количественного анализа кислоты аскорбиновой. Занятие содержит элементы учебно-исследовательской работы – студенты проводят сравнение результатов анализа кислоты аскорбиновой методами: иодатометрии, иодиметрии, нейтрализации, титрования 2,6-динитрофенолятом натрия.
Разработано комплексное лабораторное занятие совместно с кафедрой токсикологической химии «Использование методов ВЭЖХ и ТСХ для оценки качества лекарственных средств». На этой кафедре студенты изучают работу хроматографа, по имеющимся методикам выполняют анализ и записывают хроматограммы исследуемых образцов. На кафедре фармацевтической химии по полученным хроматограммам оценивают эффективность хроматографической колонки, степень разделения пиков, коэффициент асимметрии пиков, время удерживания веществ и другие критерии и осуществляют идентификацию анализируемых веществ. Для знакомства с методом тонкослойной хроматографии студенты осуществляют разделение и идентификацию ингредиентов на пластинках «Сорбфил» и оценивают качество лекарственных препаратов.
Итоговая государственная аттестация выпускников проводится путем сдачи междисциплинароного экзамена или защиты дипломных работ. И те и другие являются комплексными. Ежегодно на кафедре фармацевтической химии выполняется около пятидесяти дипломных работ совместно с кафедрами технологии лекарств, фармакогнозии, фармакологии, микробиологии, аналитической и органической химии. Выполнение таких дипломных работ способствует расширению знаний по отдельным теоретическим разделам, приобщению к творческому мышлению, закреплению приобретенных практических умений.
Таким образом, межпредметная интеграция в процессе обучения и государственной аттестации способствует формированию у студентов комплексных знаний по специальным дисциплинам и подготовке всесторонне квалифицированного выпускника фармацевтического вуза.
Литература
1. Интеграционные подходы в обучении технологии лекарств / Л.Н. Савченко [и др.] // Медицинское образование XXI века: сб. науч. тр. – Витебск, 2000. – С.154-156.
2. Анализ лекарственного растительного сырья и лекарственных форм, содержащих аскорбиновую кислоту: методические указания / И.Я. Куль и [др]. - Пятигорск, 1996. – 20 с.
|