Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Как известно, педагог всегда может получить информацию об исходном уровне знаний студентов, которые к нему поступают, чтобы организовать дифференцированное обучение. Поэтому, как свидетельствует наш многолетний опыт, педагогу необходимо построить учебный процесс так, чтобы внимание студентов было направлено в состояние активного действия по восприятию, усвоению и осознанию глубины знаний, понятий и представлений изучаемого вопроса или темы. Заряд активности, направлений на субъект, обязательно должен иметь обратную связь, а она должна быть организована педагогом ступенчато, т.е. поэтапно. Ниже рассмотрены некоторые из них.
Первый этап взаимодействия преподавателя со студентами начинается с лекции. Каждая лекция должна быть переработана к началу учебного года так, чтобы в ней отражалась динамика взаимопонимания между содержанием лекции, методической разработкой по самоподготовке и учебником с целью формирования знаний о данной дисциплине как можно шире и вглубь.
Наши наблюдения показывают, что почти все студенты, независимо от их академической успеваемости, считают необходимым дорабатывать лекционный материал так, как он не обеспечивает полного информативного представления. Это вполне понятно, так как лекция и не ставит перед собой такой цели, а наоборот, ее целостность и содержательная оформленность для студентов возможна лишь при доработке с химической литературой. Хотя студенты имели уже возможность ознакомиться со структурой дисциплины аналитической, физической или фармацевтической химии, которая изложена в учебнике и программе, нам часто приходится акцентировать внимание на важных организационных моментах, в которых положено начало активному действию со стороны обучаемого. Прежде всего, это исходный уровень знаний, понятий и сформированности представлений о ранее изученных химических дисциплинах.
По нашим данным, преобладающее большинство студентов не посещали бы многие лекции, если это не кончилось бы конфликтом с деканатом. Поэтому подготовительная работа по включению их в самостоятельный процесс познания является очень важной для определения уровня взаимодействия. Следующим важным моментом является выявление у студентов умения вести конспект лекции, записывать главное, оставлять место для доконспектирования при работе с учебниками. Далее, существенным моментом к взаимодействию со стороны студента является его готовность к самообразованию.
Вторым важным этапом взаимодействия преподавателя со студентами является внеаудиторный контакт, целью которого является дальнейшее продолжение диалога, начатого в аудиторной ситуации. Естественно, для этого потребуется создание новых методических разработок обучающего типа. Цель этих методических разработок – помочь студенту с минимальными затратами усилий усвоить необходимые знания, понятия, представления, имеющиеся в учебниках. В методических разработках по самоподготовке студентов к лабораторным занятиям, мы стремимся создать ситуацию, ориентирующие студента в поиске теоретической информации, осмыслении ее, и лишь в редких случаях дается текст, содержание которого не затрагивалось в лекциях и отсутствовало в учебниках, а также модели лабораторных занятий, где могли быть применены эти знания. Наша цель – приучить студента к мысли, что изучение фармацевтической химии, как и ряда других фармацевтических дисциплин, носило бы профессионально-творческий, осознанный, самостоятельный характер усвоения знаний, формирование умений и навыков.
Третьим этапом взаимодействия является учебная ситуация, где происходит формирование мануальных действий, т.е. лабораторные занятия. На этом этапе взаимодействий происходит процесс целенаправленного формирования студентами своих профессиональных умений, профессионально-интегрированного мышления. Самостоятельная работа студентов носит исследовательскую направленность и включает в себя выбор и использование метода выделения из растительного сырья биологически активного вещества, определение его количественного содержания с применением физико-химической аппаратуры. Основные видом самостоятельности студента является выполнение функции химика-аналитика, что способствует формированию у обучающихся правильного аналитического мышления и вырабатывает навыки в проведении стандартизации лекарственных средств.
Четвертый этап взаимодействия осуществляется в ситуации контроля, самоконтроля и коррекции знаний, умений, навыков, усвоения понятий. При самоконтроле и самокоррекции, которые осуществляются на лабораторных занятиях, студенты в случае сомнения в правильности своих действий обращаются друг к другу или преподавателю. Мы попытались снять психологический барьер комплекса стеснения «задавать вопросы», что способствовало созданию ситуации профессионального общения. Развитие положительных эмоций внутригруппового взаимодействия способствует более глубокому усвоению учебного материала. В зависимости от целевых задач изучаемой темы, предлагаем студентам разработанные по этой теме различные методы оценки знаний, умений и навыков.
В выводах нам хочется отметить, что синтезируя химико-фармацевтические знания при решении учебных задач, педагог должен осознанно создать ситуации, которые активизируют умственную деятельность студентов, а строящиеся на этом принципе мануальные новообразования должны обеспечивать высокое качество профессиональному становлению.