Пятигорский государственный технологический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В ходе первого этапа (2001 – 2003 гг.) модернизации российского образования до 2010 г. высшее профессиональное образование в Северо-Кавказском регионе освободилось от наследия авторитаризма, стало открытым, многообразным, демократичным.
Однако осуществление реформы сдерживалось сокращением объёма производства и национального (в том числе, регионального) дохода, в результате чего стало неизбежным временное снижение бюджетного финансирования образования вообще, высшего профессионального образования, в частности. Медленными темпами шло становление и развитие региональной системы образования. Указанные причины привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Наметившиеся к 2004 г. в государственном масштабе финансовая стабилизация, тенденция к экономическому росту, развитие региональной инфраструктуры, нормативно-правовой базы образования позволили не только преодолеть ранееуказанные трудности, но и приступить к новому, второму этапу реформирования системы регионального высшего профессионального образования.
Цель его реформирования в 2004 – 2005 гг. подчинена обеспечению гарантий государственных и республиканских конституционных прав, свобод и интересов граждан в сфере высшей школы, приведению её в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, созданию предпосылок для дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения этнокультурных традиций на основе сочетания государственной, этнонациональной и частной инициативы, существенному улучшению подготовки молодёжи к жизни и труду в поликультурном демократическом обществе с рыночной экономикой.
В ходе второго этапа реформы вырабатываются организационные, экономические, правовые и социально-институциональные механизмы и инструменты, стимулирующие развитие северокавказской высшей школы. Модернизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- приоритетная роль высшего профессионального образования для будущего региона и страны, развитие национальной и российской культуры, становление гражданского общества, переход к устойчивому экономическому росту на модернизируемой производственной базе;
- гуманистический характер реформы, её направленность на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждение фундаментальных прав и свобод личности;
- безотлагательная стабилизация и постоянное существенное улучшение экономических условий для образовательной деятельности на основе скоординированных усилий федеральных, региональных и местных органов по увеличению бюджетных ассигнований на высшее образование в сочетании с привлечением внебюджетных средств и улучшением использования ресурсов учебных заведений;
- сохранение и развитие лучших национальных образовательных традиций в сочетании с российским и международным опытом, поддержка инновационной деятельности.
В 2006 – 2010 гг., согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., должны чётко обозначиться первые результаты модернизации высшего профессионального образования. В Северо-Кавказском регионе ожидается реальное повышение качества обучения, снижение политической и социальной напряжённости как результат поликультурного образования и воспитания, рост заработной платы преподавателей, повышение их социального статуса, омоложение педагогического корпуса.
Обобщим: общими тенденциями развития высшего профессионального образования на Северном Кавказе являются: 1) реформирование его содержания, 2) интеграция, создание единого поликультурного образовательного пространства, 3) регионализация, 4) совершенствование нормативно-правовой базы, 5) реформирование системы управления, 6) разработка социальных гарантий для студенчества, 7) инновационная деятельность, 8) двуязычие на территории национальных субъектов Российской Федерации, 9) дальнейшая интеграция науки и образования, 10) повышение интеллектуального потенциала и морального авторитета, 11) усиление связей со всеми ступенями образовательной системы, 12) финансирование в достаточном объёме, 13) конкурентоспособность в связи с демографическим спадом.