Курский государственный медицинский университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Философская антропология ХХ столетия рассматривает человека как мыслящее и открытое миру существо, в котором всегда продолжается внутренний поиск. Данный процесс требует новых образовательных ориентиров, опоры на устоявшиеся ценности и поиска новых смыслов. Современная образовательная система сложный социогенетический механизм культурогенеза. Он располагает широким спектром вариативных программ, которые помогают определить каждому человеку, включенному в процесс обучения, стратегию личностного развития. Состояние современного российского образования большинство исследователей описывают в терминах кризиса, однако, по-прежнему наше образование выполняет ряд важнейших функций: - обеспечение нации образованными людьми; - удовлетворение потребностей производства, науки, образования, здравоохранения высококвалифицированными специалистами; - транслирование культурных ценностей и др. Существенной особенностью традиций высшей школы является неразрывное единство образования и воспитания. В досоветское время, в частности, в трудах К.Д. Ушинского была выдвинута идея воспитывающего обучения. Она стала одной из ведущих концепций педагогики XX века в нашей стране. На практике в образовательных учреждениях принцип воспитывающего обучения утверждал гуманистический и высоконравственный характер образования. В 90-е годы XX столетия этот принцип (единства обучения и воспитания) стал подвергаться сомнению, вплоть до крайних оценок – отрицания компонента воспитания в образовании. Тем не менее, проблема воспитания в образовательных учреждениях, в частности, в высшей школе по–прежнему не снимается и в наши дни. Нельзя игнорировать воспитывающего потенциала самих учебных предметов любого цикла, той научной и нравственной информации, которая составляет содержание процесса обучения и формирует личность будущего специалиста, его научные и нравственные принципы, убеждения. Таким образом, мы полагаем, что настало время для возрождения воспитательной детерминанты. В общей канве образовательного процесса медицинских университетов воспитательный аспект как нельзя лучше реализуется при изучении латинских афоризмов и крылатых изречений в курсе латинского языка и основ терминологии. Они ценностно нагружены и наделены конкретным смыслом. Вечные истины на вечной латыни вобрали в себя мудрость многих поколений людей, к примеру: Amicus Plato, sed magis amica veritas (Аристотель) – «Платон (мне) - друг, но истина дороже». Vivere est cogitare (Цицерон) – «жить значит мыслить». Omnia mea mecum porto (греч. мудрец Биант) - «всё свое ношу с собой»; истинное богатство человека – его внутреннее достоинство и т. д. Через определенный фонетический, лексический, грамматический, словообразовательный, этимологический, материал латинских афоризмов и профессиональных медицинских выражений реализуется другой важный аспект преподавания – лингвистический. Так, при изучении грамматики рассматриваются не только грамматические дефиниции на примерах афоризмов, но и весь лингвистический комплекс. Напр.: Radices literarum amarae sunt, fructus dulces – корни наук горьки, зато плоды сладки. Natura sanat, medicus curat morbos (Гиппократ) – «природа оздоровляет, врач лечит болезни». Осуществление позитивных перемен в образовательном процессе основывается на усилении поисковой активности студентов. Помимо усвоения латинских афоризмов и крылатых выражений на занятии, студент вовлечен в творческий поиск на занятиях, во внеаудиторное время и что существенно важно в научно – исследовательской работе, в котором присутствует когнитивная сторона познания. Timeo Danaós et dóna feréntes – боюсь данайцев, даже дары приносящих. Так в вергилиевой «Энеиде» говорит Лаокоон. Таким образом, реализуется ещё один важный аспект – методический. Для эффективно функционирующего образовательного процесса необходимо выстраивать личностную систему координат. В этой связи данный блок знаний преследует цель не только получения сведений культорологического плана личностного развития, но и нахождения своего собственного образа в культуре. Комплекс знаний, о котором идет речь, получаемый в процессе обучения, ориентирован на углубленное изучение предмета. Наряду с проанализированными аспектами через призму данного блока знаний эффективно реализуется деонтологическая составляющая образовательного процесса, (Primum non nocére! – прежде всего – не вредить; основная заповедь врачебного искусства, восходящая к Гиппократу; Medice, cura te ipsum – врач, исцелися сам; Aliis inserviendo consumоr - служа другим, сгораю (девиз, сопутствующий горящему светильнику или свече – эмблеме врачевания; Per scientiam ad salútem aegrōti - посредством знания к здоровью больного). Эта составляющая и является важной вехой в общей стратегии подготовки студента к профессиональной деятельности в области медицины, овладевающего самой благородной профессией – профессией медика.
Библиографический список 1. Мягкова Е.Ю. К вопросу о методологии научной школы //Ученые записки КГУ – 2. 2004г.- №1. – С .8 -12 3. Когай Е.А. Личность в контексте гуманитарного образования//Ученые записки 4. КГУ – 2004г. №1. – С. 48 - 54 5. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов – 1982г.
|