Дагестанская государственная медицинская академия, г.Махачкала
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В школьной практике исторически сложилась система подготовки учащихся старших классов к выпускным экзаменам по биологии, когда под руководством преподавателя организуется повторение основных вопросов содержания курса в тесной связи с изучением нового материала, знакомство с экзаменационными билетами, составление планов ответов на вопросы билетов и устных ответов на них. Подготовка к ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые обусловлены целями данного экзамена, его содержанием и формой проведения. Цели экзамена (аттестация учащихся средней школы и их дифференциация для отбора в вузы) обусловили необходимость контроля за усвоением не только заключительного раздела курса общей биологии, но и наиболее существенных вопросов за основную школу (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека). Необычная для биологии письменная форма проведения экзамена, нестандартные типы заданий-измерителей разной степени сложности требуют систематического обучения школьников умению работать с заданиями с выбором одного или нескольких верных ответов, а также кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои знания в заданиях со свободным ответом. Большое значение при подготовке к экзамену имеет анализ результатов ЕГЭ предшествующих лет, выявление типичных ошибок в ответах учащихся, работа над ними. Рассмотрим конкретные методические рекомендации к основным блокам контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ по биологии. КИМ по биологии в ЕГЭ 2005 года включали задания разного типа: с выбором одного верного ответа из четырех и нескольких верных ответов из шести; на сопоставление биологических процессов и явлений; установление их последовательности; со свободным кратким и развернутым ответом. Эти задания-измерители составляли содержание каждого варианта экзаменационной работы, предназначенного для одного ученика. КИМы охватывали содержание всех разделов курса биологии, что позволяет выявить уровень овладения учащимися наиболее существенных вопросов. Контрольные измерительные материалы включали задания разного уровня сложности: базового, повышенного, высокого.
Задания базового уровня сложности (А1-А30) контролируют общие знания и понятия за основную и старшую школу, они требуют выбора одного верного ответа из четырех предложенных. Выполнение 50% заданий этого уровня уже достаточно для получения отметки 3 (три). Например, Сколько аминокислот образует все многообразие белков?
1. 170. 2. 26. 3. 20. 4. 10.
Ответ. 3. 20.
Какую структуру имеет молекула гемоглобина?
1. Первичную. 2. Вторичную. 3. Третичную. 4. Четвертичную.
Ответ. 4. Четвертичную.
Задания повышенного уровня сложности (А31-А42) контролируют уровень овладения учащимися более сложным содержанием: знаниями процессов клеточного метаболизма, митоза, мейоза, цитологических основ законов наследственности и изменчивости, механизма нервно-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности, вопросами физиологии и анатомии человека и животных, а также знаниями закономерностей развития экосистем, вопросами эволюционной теории. Задания этой группы требуют более сложной умственной деятельности и ориентированы на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, выбирать правильное описание технологии проведения наблюдений, опытов. К заданиям повышенного уровня относятся и такие, которые требуют отрицания «не», «нельзя», «не может», выбора неправильного утверждения. Например, Клеточное строение не имеют:
1. Бактериофаги. 2. Синезеленые водоросли. 3. Бактерии. 4. Простейшие.
Ответ. 1.
Задания на установление последовательности процессов, их сопоставление и выбор трех верных ответов (В1-В8) также относятся к повышенному уровню. Так, учащиеся должны проанализировать все шесть предложенных вариантов ответов, выбрать из них три верные и записать номера, их обозначающие. Это позволяет проверить полноту знаний учащихся.
Например, Примерами ароморфоза являются:
1. Внутреннее оплодотворение
2. Четырехкамерное сердце
3. Трехслойный зародышевый мешок
4. Сильное опушение листьев
5. Форма клюва вьюрков
6. Короткий срок вегетации растений.
Ответ. 1, 2, 3.
Задания на установление последовательности и соответствия процессов и явлений в живой природе были включены впервые в экзаменационную работу 2003 года.
Например, Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена.
1. Распад глюкозы на две трехуглеродные молекулы.
2. Участие кислорода.
3. Гидролиз высокомолекулярных органических веществ.
4. Образование воды и углекислого газа.
5. Образование молочной кислоты.
6. Образование мономеров.
Ответ. 3,6,1,5,2,4.
Задания со свободным кратким ответом (С1-С2) контролируют уровень усвоения всего одного элемента знаний и относят к повышенному уровню. В них требуется от учащихся кратко, четко, по существу вопроса письменно изложить ответ. Например, «Дать определение полимерии». Ответ: «Полимерия – форма взаимодействия неаллельных генов, при которой два или более генов в виде своих доминантных аллелей содружественно и в одинаковой степени контролируют развитие одного признака».
К высокому уровню сложности отнесены задания со свободным развернутым ответом (С3-С5). Они контролируют усвоение нескольких элементов знаний и требуют раскрытия сущности проблемы, ее обоснования, сравнения биологических объектов, процессов, явлений.
Например, «В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?» Ответ. «Хлоропласты и митохондрии произошли от общего прокариотического предка, точнее, от его двух форм: первые – от древних цианей, вторые – от древней бактерий, фагоцитированных древними эукариотическими клетками, но, в силу несовершенства лизосомного аппарата, не переваренных ими. Поэтому они имеют следующие черты сходства. Происхождение от прокариот. Двухслойная мембрана. Внешний слой – гладкий – служит разделением внутреннего состояния пластиды и цитоплазмы. Внутренний слой – в виде крист (у митохондрий) или тилакоидов и гран (у хлоропласта), содержит большое количество ферментов и цитохромов. На ней идет реакция синтеза АТФ. Кольцевая ДНК, способная реплицироваться. Способность к автономному (от клетки) делению, а также сборке и взаимной трансформации в другие пластиды. Оба органоида имеют чаще всего уплощенную или бобовидную форму и локализуются ближе к периферии клетки. Размеры их около 0,1 мкм».
В ЕГЭ по биологии 2003 года в качестве заданий высокого уровня сложности впервые использовались задачи по генетике.
Например, «Какова вероятность рождения больных сыновей при типе брака ♀ХАХа -′ ♂ХАу, если заболевание наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу?»
Ответ.
50% сыновей будут больны заболеванием, наследуемому по Х-сцепленному рецессивному типу.
Все варианты экзаменационной работы содержательно идентичны. Параллельность обеспечивается подбором заданий при разработке КИМ таким образом, что задания, расположенные в работе на одинаковых позициях, примерно одинаковы по сложности и контролируют сходное содержание.