Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра социальной работы, социальной и клинической психологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Целью данной статьи является дискурс некоторых аспектов образа жизни образовавшейся в нашей стране «прослойки» бомжей, нуждающейся в социальной помощи и государственной поддержке.
Бездомные люди, как правило, проводят время (вне стен приюта), находясь на автовокзале или железнодорожном вокзале. Некоторые пытаются «калымить» на погрузочно-разгрузочных работах, которые могут подвернуться в этом месте, другие просто сидят, изображая из себя пассажиров, поджидающих автобус или электричку. Это места, где человек может остановиться, передохнуть, хотя иногда есть жалобы на сотрудников милиции, которые проверяют билеты и отсеивают таких людей. Другое место дислокации бездомных – Центр занятости населения, на ул. Эуштинской, куда приезжают «коммерсанты», могущие предложить временную работу, на которой можно заработать некоторую сумму на жизнь. Арендуя квартиру или проживая у знакомых, бездомные люди выбирают районы Черемошников, Степановку, где, по-видимому, дешевле жилье, и можно встретить таких же обездоленных либо «домашних» алкоголиков и временно решить проблему с жильем. Зачастую бездомные просто передвигаются по городу, заходя в магазины, чтобы погреться и перевести дух, хотя и оттуда их выгоняют. Имеющие пенсионное удостоверение в течение дня катаются на троллейбусах. Работоспособные также передвигаются по всему городу в поисках калыма. Некоторым из опрошенных приходилось ночевать в подъездах, сараях, дачных домиках, на теплотрассах Подъезды как место обитания воспринимаются бездомными неоднозначно, т.к. жить там могут как жалостливые люди, выносящие поесть, так подъезд может стать местом обитания и «малолеток», которые могут избить, искалечить, отобрать документы и даже убить. Одна бездомная женщина откровенно признавалась, что в своих передвижениях по городу предпочитает оживленные места, главные дороги, где проезжают милицейские машины, а во дворах и укромных уголках чувствует себя в небезопасности. Те, у кого остались родственники, указывают в географии передвижений и адреса, где они могут остановиться и пробыть некоторое время. Вообще, одной из особенностей бездомной жизни, которую не смогли бы понять «домашние», указывается эта бесконечная необходимость колесить по городу, гонка за тем минимумом удобств, которые домашнему человеку достаются просто – переодеться, занять денег, постирать вещи, попить воды. Бездомность в географическом измерении – это бытовая неустроенность, изматывающая человека, вызывающая негативные эмоции в отношении к окружающим. Поэтому относительно муниципального учреждения для бездомных «Комплексный центр социальной помощи лицам без определенного места жительства» (МУ КЦСПЛБОМЖ), как правило, встречались хорошие отзывы. Негативно отмечалось лишь то, что «рано выгоняют и поздно запускают», «не дают остаться, если болеешь».
Исключенные из него (подвергшиеся эксклюзии) в пространственном плане – люди, имеющие постоянные пространственные «зацепки» в городе: это люди, регулярно использующие «калымы», люди, не являющиеся полностью бездомными, которые даже могут приютить на время других. Как правило, отсутствие прописки в таком случае – не помеха для беспрепятственного передвижения по городу, ведения, хотя бы внешне, домашнего образа жизни, общения с «нормальными» людьми.
Маргиналы в пространственном плане – люди, вся жизнь которых строится вокруг социальных учреждений типа МУ КЦСПЛБОМЖ и иных благотворительных организаций. Часто они просто пережидают время, катаясь на транспорте, пережидая на вокзале, дислоцируясь в среде себе подобных, чтобы снова потом оказаться здесь же. В дальнейшем такие люди целиком изолируются от остального общества, проявляя свою жизнь как череду переходов из приюта в приют, путешествуя по городам, ища, где лучше условия и дольше можно продержаться. В другом случае, (что обычно имеет место в больших городах) они переходят из больницы в ночлежку, из ночлежки в столовую для бездомных и т.д. Вся жизнь их строится вокруг этих учреждений, это своего рода закрытая пространственно-временная система, не имеющая выхода в большое общество.
Как правило, постоянной работы нет ни у кого из бездомных. Самими бездомными это объясняется отсутствием необходимых документов, отсутствием прописки, или пропиской в МУ КЦСПЛБОМЖ, увидев которую, работодатели отказываются принимать на работу «бомжа». В представлениях бездомных связь: постоянная работа – жилье, прослеживается очень четко. Не только замкнутый круг: «без прописки не берут на работу, без работы невозможно получить прописку и жилье», отмеченный нами ранее в предыдущих исследованиях, определяет жизнь бездомного человека. Внешний вид, сопутствующий бездомной жизни, когда негде помыться и переодеться, стигма «человек из приюта», «бомж», отпугивающая потенциальных работодателей, возраст ближе к 50 годам и наличие судимостей, тяга к употреблению алкоголя – основные причины отсутствия постоянного места работы, названные бездомными. В поиске случайных, разовых заработков, респонденты не видят особых трудностей. Калым найти можно, было бы желание, но тут также есть свои нюансы. Работодатели-частники могут предложить меньшую оплату, а то и вовсе обмануть, не заплатить, т.к. ты – «бомж». Работа в основном также неквалифицированная, не соответствует профессии и желанию респондента (при опросе, большинство желали бы работать по специальности). С другой стороны, многих бездомных такое положение дел устраивает. Многие и до пребывания в приюте жили и перебивались случайными заработками, пьющие люди предпочитают свободный график работы, не навязывающий трудового распорядка и определенных обязательств. Имеющие пенсию по старости, или по инвалидности хотя бы третьей группы не чувствуют в себе желание и силы искать постоянное место работы. Хотя абсолютно все бездомные люди отмечают, что отсутствие работы – основной сопутствующий фактор бездомности и начинать искать выход из этой сложной жизненной ситуации тоже надо с поиска работы. Тем не менее, в данный момент, находясь в приюте, люди предпочитают довольствоваться тем, что есть, а поиск постоянной работы связывают с окончанием срока пребывания в учреждении. Предыдущие исследования показали, что лишь малая часть бездомных использует для этой цели службу занятости населения, большинство надеются на знакомых, собственные способности и случай. Имея на руках сумму около 100 тысяч рублей, большинство респондентов предполагают потратить ее на покупку или съем жилья. Несколько человек из группы трудоустроенных планирует вложить ее в дело и приумножить. Малая часть предпочитает ее пропить, потратить на покупку вещей (не первой необходимости), отдать родственникам или даже на развитие учреждения для бездомных.
Таким образом, эксклюзия в экономическом плане – невозможность получения пенсий и пособий по причине отсутствия документов или прописки, невозможность найти работу по тем же самым причинам – важнейшее условие наличия такого социального бедствия, как «бомжизм».
Маргинализация в экономическом плане – полная или частичная утрата мотивации к труду, жизнь сегодняшним днем, без откладывания средств на будущее, стихийное планирование своих расходов, безысходность – такова судьба образовавшейся в нашей стране социальной прослойки бомжей.
|