Ульяновский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Проблема укрепления здоровья населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности и государства. Решение этих вопросов в наше время приобрело особую актуальность, поскольку сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация привела к существенному ухудшению показателей здоровья всех групп и категорий населения России. В настоящее время физическая культура и спорт оказывают серьезное позитивное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. Наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема здоровья, физической подготовки и физического развития студенческой молодежи.
Пути и способы оздоровления населения в целом состоят в подготовке специалистов по укреплению здоровья. Среди классических решений улучшения качества подготовки физкультурных кадров можно отметить разработку новых учебников и учебно-методических пособий по фундаментальным медико-биологическим проблемам физической культуры и спорта, призванных повысить компетентность и эффективность профессиональной деятельности специалистов данной сферы. Кроме того, необходимы научные исследования по оптимизации индивидуальной физической нагрузки занимающихся профессиональным спортом для разработки новых методик и средств восстановления работоспособности организма; обмен опытом и творческое сотрудничество со специалистами научно-медицинских и спортивных учреждений по проведению и внедрению различных программ и методик, касающихся актуальных медико-биологических проблем физической культуры; создание и развитие центров и школ здоровья, в которых пропагандируется и формируется потребность в здоровом образе жизни учащейся молодежи и других слоев населения. Такое сочетание направлений и форм обучения, исследовательской и пропагандистской работы возможно в рамках образовательной среды классического университета.
Подготовка студентов по специальностям физической культуры и спорта в Ульяновском государственном университете осуществляется по оригинальной системе в Институте медицины, экологии и физической культуры на факультете физической культуры и реабилитации. В основу организации института заложена идеология института здоровья и охраны окружающей среды, включающей три факультета: экологический, медицинский и факультет последипломного, дополнительного и высшего сестринского образования. Такая структура института является общей идеологией охраны и укрепления физического и психического здоровья человека в зависимости от окружающей среды, позволяющая формировать комплексные подходы в решении вопросов улучшения здоровья населения.
К сожалению, на сегодняшний день в образовательных учреждениях различного уровня имеются проблемы, заключающиеся в нехватке квалифицированных специалистов для преподавания профильных медико-биологических дисциплин студентам спортивных специальностей; в студенческой молодёжи, в том числе и активно занимающейся спортом, наблюдаются вредные привычки, состоящие в употреблении наркотиков, алкоголя и табачных изделий, а также недостаточно внимания отводится адаптации и оздоровлению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями средствами физической культуры. Отсюда ряд особенностей преподавания медико-биологических дисциплин в подготовке специалистов физической культуры и спорта играет значительную роль для их дальнейшего развития. При этом знания о человеке лежат в основе наук о физической культуре, составляя фундамент подготовки специалистов физкультурного направления.
Опыт Ульяновского государственного университета показывает, что инновационные технологии в сфере образования не ограничиваются только информатизацией или внедрением новых технологий обучения. Существенные результаты в повышении качества подготовки специалистов в области физической культуры и спорта могут быть получены путём изменения традиционных схем организации учебного процесса в рамках комплексных структур, главным задачей, которых является разработка и развитие образовательных, исследовательских и социальных проектов, направленных в конечном итоге на здоровье человека.
|