Вятский гуманитарно-технологический институт
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Общепризнанным направлением гуманитаризации является внедрение в учебный процесс гуманитарных дисциплин. Однако до сих пор нет единого мнения о содержании и структуре базовых и элективных курсов социогуманитарных дисциплин. В связи с этим актуальна разработка взаимосвязанных программ социогуманитарных курсов, методических пособий к ним для студентов, новых учебников и монографий, методических указаний для преподавателей по гуманистической ориентации содержания лекций, семинарских занятий и внеаудиторной работы, по использованию новых методов обучения, приближающих материал к интересам студентов, повышая при этом их мотивацию, избегая упрощения и вульгаризации материала.
Переориентация от крайностей идеологизации на общечеловеческие ценности и на фоне изменений в научной парадигме требует, в первую очередь, утверждения в общественном мнении нового отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре. Поэтому, стоит вопрос о возможности систематического освоения культурного наследия прошлого, без чего невозможно строительство будущего и раскрытие творческих способностей человека.
Сейчас положение в вузах таково, что гуманитарные предметы существуют сами по себе, общественные сами по себе, отчего теряют и те, и другие. Гуманитарные курсы, не связывающие рассмотрение художественных событий и явлений с философской, исторической, экономической характеристиками эпохи, предстают зачастую развлекательными, легковесными, а общественные науки без обращения к эмоциональной, нравственной, эстетической сферам — сухими, схоластичными, не связанными с заботами и интересами молодого развивающегося ума. В результате знания студентов фрагментарны и неглубоки. Так имеет место быть синдром бессистемного, неполного знания.
Решение этой задачи требует разработки новых средств и методов. Вопрос о формах и методах преподавания культурологических дисциплин обсуждался на многочисленных конференциях по проблемам гуманитаризации образования.
Здесь встает вопрос о рассмотрении самостоятельного выбора студентами таких курсов, которые бы отвечали их интересам или необходимости, что позволило бы избежать догматизма и идеологизации.
Да и сегодня никто не застрахован от идеологизированных курсов, поскольку преподаватели исповедуют различные взгляды и вольно или невольно привносят их в преподавание. И это нормально. В преподавании социогуманитарных дисциплин не следует стремиться к единству мнений, напротив, ценность совокупности предлагаемых курсов заключается в том, что излагаются различные позиции. Сегодня активно рушатся установившиеся стереотипы мышления и высказываются альтернативные марксизму идеи и концепции, признающие реалии, которые не укладываются в ложе марксизма-ленинизма (речь идет, например, об исторических и культурологических концепциях А. Тойнби, О. Шпенглера, П. А. Сорокина, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и др.).
Существует также и иное мнение, что разнообразие социогуманитарных курсов распыляет усилия преподавателей и отвлекает студентов от изучения действительно необходимого материала.
В настоящее время, когда деформированы прежние устои общества, а новые еще только оформляются, представляя из себя хаотическую, противоречивую совокупность политических взглядов, социальных и индивидуальных установок, моральных позиций, будущие специалисты нуждаются в знакомстве с исторически сложившимися общечеловеческими непреходящими ценностями и научными концепциями мирового развития, которые помогут им сформировать собственные мировоззрения, убеждения, позиции. Если не определиться сегодня в главных ориентирах и не научиться их доносить до студентов, то существует опасность сменить крайности идеологизации на крайности прагматизма, который формируется личностью в результате поспешного ментального освоения близких и дальних реалий с целью найти себе экологическую нишу, определиться и преуспеть в жизни, достичь (при этом иногда допускается использование каких угодно средств) высоких вершин благосостояния.
Очень часто предлагается инвариантный подход. С одной стороны, это поможет определиться со структурой дисциплин по каждой из социогуманитарных кафедр с выделением базового, обязательного курса и его конкретного содержания, с другой стороны, позволит предложить общую структуру социогуманитарных курсов, читаемых в техническом вузе на всем протяжении обучения, т. е. обеспечить логичность и преемственность гуманитарных дисциплин.
Что касается культурологии, то перед учеными и преподавателями по-прежнему широкий простор для решения методологических и методических вопросов, связанных с построением базового курса. К сожалению, «дидактические единицы» культурологии определены в Госстандарте весьма скудно. Указаны лишь разделы курса, т. е. вопрос о содержании курса культурологии по-прежнему стоит в повестке дня.
К сожалению, ни один из учебников не определяет сверхзадачи, которые призван решать курс культурологии в высшем учебном заведении. Соответственно, не предлагаются и пути их решения, что существенно затрудняет работу преподавателей. Приходится признать, что и в преподавании культурологии господствуют старые лекционно-семинарские методы работы. Большинство преподавателей пока не готово к использованию активных методов обучения, необходима серьезная планомерная работа по повышению квалификации преподавателей.
Для решения указанных задач, разработки и реализации учебных программ, научно-методических пособий в вузах необходимо организовать постоянно действующие семинары, создать временные творческие коллективы, круг единомышленников, которые заинтересованы в повышении качества подготовки специалистов. Полагается, что оптимальным вариантом организации и выбора содержания гуманитарного образования является проблемно-ориентированное преподавание социогуманитарных дисциплин.
Есть основание считать, что гуманитаризация образования — реальный развивающийся процесс и что имеются значительные находки, преподавательские и научные кадры, успешно разрабатывающие инновационные социогуманитарные курсы и комплексные программы гуманизации учебного процесса и гуманитарной подготовки студентов.
Важнейшими средствами гуманизации и гуманитаризации технического образования являются оптимизация учебно-воспитательного процесса, координация усилий всех подразделений и общественных организаций вузов, осуществляющих гуманитарную подготовку студентов, реализация психолого-педагогических и организационных принципов гуманитаризации в содержании лекционных курсов (общетеоретических, специальных и социогуманитарных), семинарских занятий, внеаудиторной работы, использовании «патентованных» и инновационных активных методик обучения, развивающих творческие и духовно-нравственные качества личности. Организационным и методическим центром такой работы могут стать гуманитарные факультеты.
И хотя многие проблемы еще ждут своего решения, но достигнуто главное: общество начало осознавать необходимость радикального обновления целей, содержания и форм образования, а гуманизация и гуманитаризация начинают рассматриваться как важнейшее средство этого обновления. Формируется концепция гуманитаризации образования, определены ее основные направления. Идеи гуманизации и гуманитаризации в разных вузах находят воплощение в различных формах и видах обучения, соответствующих пониманию руководством вузов целей и содержания гуманитаризации, уровню научно-методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, возможностям и потребностям самих преподавателей и студентов.
Материал предоставлен Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова
|