Калужский Филиал Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева. г. Калуга
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
В педагогической литературе самообразование определяют как особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе .
П.И.Пидкасистый замечает, что самообразование – это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях .
Мы считаем, что несмотря на гибкость и большую индивидуализацию самообразования, его нельзя рассматривать как стихийный процесс и хотим обратить внимание на существующую взаимосвязь образования и самообразования, обусловленную закономерностью, связанную с тем, что на каждой стадии обучения наряду с научными основами предметов изучается и научный метод познания, методика самостоятельного усвоения знаний и применения их на практике.
Самообразование человека – это его целенаправленная систематическая познавательная деятельность, необходимая для решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности и социально значимых задач для удовлетворения своих потребностей не только в целях совершенствования образовательного уровня, но и получения второй и третьей специальностей .
Самообразование рассматривается нами как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами. Такой подход нам кажется естественным, так как истинное самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к самосовершенствованию. Только в этом случае функционирование процесса самообразования человека может стать максимально продуктивным и результативным.
Для успешного самообразования в условиях современных больших учебных нагрузок необходимо воспитать в себе определенные личностные качества, следовательно, можно говорить о возрастании роли самовоспитания при самообразовательной работе студентов. Процесс самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно в этом направлении, целесообразно искать средства формирования специалиста, который будет востребован временем. В связи с этим необходимо вносить изменения в содержание процесса самостоятельной работы личности, т.е. учитывать возрастание воспитательного и деятельного аспектов в самообразовании.
Самообразовательная деятельность является таким процессом, в котором соединены воспитательная и образовательная функции студентов, направленные на формирование профессионального мастерства личности.
Необходимо отметить, что в процессе самообразования в свете подготовки к будущей деятельности студенты по собственной инициативе усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают знания и умения использования современной вычислительной техники, необходимые для самостоятельной работы на производстве и для дальнейшего самообразования.
Высшим смыслом обучения студента в вузе является максимальное раскрытие способностей и воспитанности, проявляющееся в его реальном поведении. Переход от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учиться самостоятельно в течение всей последующей жизни является весьма принципиальной проблемой педагогики высшей школы.
Целостное представление о сути самообразования будущих специалистов связано с взаимовлиянием вычлененных компонентов этого процесса: цели и мотивы, содержание самообразования, умения самообразования, самоорганизация, самоконтроль. Необходимо отметить наличие самовлияния личности на содержание указанных частей и взаимосвязей между ними.
Из опыта ведущих педагогов известно, что наиболее уязвимое звено наших действий – выбор цели, поскольку ошибка в выборе цели сводит на нет всю остальную работу.
Уровень сформированности мировоззрения, миропонимания и осознания своего места в обществе определяет мотивы и цели самообразовательной деятельности студентов при подготовке к будущей профессиональной деятельности. Как показали исследования, выбор цели – один из основных актов умственно-логической деятельности человека. В этот момент им движут личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится будущее решение. Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений.
Основными направлениями формирования опыта самообразовательной деятельности человека являются: формирование потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства удовлетворения своих личных интересов и решения проблем, социально значимых для данного этапа общественно-политического развития России; усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения приоритетных видов человеческой деятельности; овладение современными методами и средствами использования информации (книги, автоматизированные и компьютерные комплексы), открытое и дистанционное образование; освоение умений рационально организовать (спланировать, реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей познавательной деятельности.
Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентно- способного специалиста на рынке труда.
К задачам самообразования можно, по нашему мнению, отнести следующее: знакомство с содержанием профессиональной деятельности; углубленное знакомство всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла; воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии; стремление познакомиться с проблемами производства; написание научной студенческой работы; углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью.
Литература :
1.Арташкина Т.П. Проблема целей обучения в высшей школе. – Владивосток, изд-во Дальневосточного университета, 1994.
2.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высш.шк., 1980.
3.Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов // Вестник высшей школы. – 1980. - №9.
4.Окопелов О.П. Управление самостоятельной работой студентов // Советская педагогика. – 1980. - №9.
5.Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. – В кн.: Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Межвуз.сб.науч.тр. – Пермь: Пермский ун-т, 1979.
|