Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Преподавание в высшей медицинской школе вопросов последипломного образования представляется чрезвычайно важным и актуальным. Формой последипломной подготовки выпускников медицинского ВУЗа является клиническая интернатура, которая проводится на основании регламентирующих документов Минздрава РФ. Обучение интернов терапевтов на кафедре внутренних болезней факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалиста (ФПК и ППС) проводится по типовым планам и программам в полном соответствии с квалификационной характеристикой специалиста, где существенное место занимают вопросы последипломной подготовки врачей-терапевтов амбулаторно-поликлинических учреждений.
Поликлинической базой подготовки врачей-интернов кафедры внутренних болезней являются поликлиники города, имеющие типовые лечебно-диагностические подразделения, включая отделение реабилитации и стационар дневного пребывания. Территориальная близость врачебных участков облегчает организацию преподавания вопросов преемственности обследования и лечения больных в поликлинике и её дневном стационаре.
Поликлиническому разделу в лечебном плане подготовки врачей-интернов терапевтов отведено 2 месяца. Для преподавания этого цикла на кафедре выделен ассистент, имеющий специальную подготовку, в том числе по вопросам экспертизы трудоспособности, что значительно облегчает взаимодействие как с администрацией базы подготовки врачей-интернов, участковыми врачами, так и пациентами. Весьма значительным и эффективным является взаимодействие с кафедрой общей врачебной практики, подготовившей базовые знания амбулаторно-поликлинического опыта субординаторов. Так, для контроля полученных ранее знаний и умений, на кафедре внутренних болезней факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалиста создана система тестовых оценок базисного контроля по разным разделам поликлинической терапии, вопросам деятельности медицинского учреждения, и экспертизе трудоспособности. Все тестовые программы помимо контрольных функций несут элементы обучения, что сказывается на уровне профессиональной подготовки каждого врача-интерна.
Так как каждый участковый врач-терапевт в ходе трудовой деятельности проходит квалификационную аттестацию, мы в процессе первичной одногодичной специализации (интернатуры) по терапии значительное внимание уделяем научно-исследовательской работе врачей-интернов. Одной из форм этой работы является подготовка и оформление дипломной работы.
Все темы дипломных работ, рекомендуемых нами для выполнения на базах поликлинической подготовки, осуществляются по заявкам лечебно-профилактических учреждений и носят исследовательский характер. Данная форма подготовки врачей-интернов направлена на формирование творческого мышления молодого врача и выполняется в процессе всей специализации. Приступая к исследовательской работе, врач-интерн при помощи ассистента медицинской академии определяет цели и задачи, составляет план работы и приступает к её выполнению. Выполняя работу, врач-интерн проводит литературный поиск, что расширяет диапазон и глубину знаний по соответствующей проблеме, приобретает навык сравнительного анализа качества ранней диагностики, лечения, диспансеризации, экспертизы трудоспособности амбулаторных больных. В ходе набора материала врач-интерн осваивает методику работы с учетно-отчетной документацией, находит недочеты в работе врачей, учится делать обобщение и выводы, соответствующие рекомендации и предложения. Дипломная работа рецензируется руководителем интернов и представителем администраций базового лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Защита дипломной работы проходит перед комиссией в составе руководителя интернатуры АГМА, представителей руководства ЛПУ, врачей участков, на которых проводились исследования.
В конце года руководство базового ЛПУ дает отзыв о работе групп врачей-интернов, что на наш взгляд подтверждает целесообразность данной методики подготовки врача интерна, которая способствует формированию высокой квалификации молодого врача.