Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В зависимости от подхода к изучаемым явлениям определения кибернетики как науки различны: «кибернетика занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить, преобразовывать и передавать информацию и использовать ее для регулирования»; «кибернетика исследует системы, открытые для энергии, но замкнутые для информации и управления»; «кибернетика - наука о целенаправленном управлении сложными развивающимися системами или процессами» и др. Несмотря на внешние отличия всех определений, основные понятия, принципы и законы кибернетики едины. Проанализировав определения кибернетики, можно выделить два ее главных понятия: «системы управления» и «информация». Любая система состоит из конкретных объектов: технических устройств, живых организмов, физических объектов. Объекты взаимодействуют между собой и с окружающим миром. Эти связи целенаправленны. Поэтому главной задачей кибернетики является изучение процессов управления в различных системах.
Кибернетика занимает особое место в ряду биологических наук. Клетка, орган, система органов, живой организм - кибернетические системы, которые можно исследовать с позиций физики и математики. Поэтому вполне закономерным было выделение в середине ХХ в. раздела - биологической кибернетики. Биокибернетика изучает специфические для живых систем общие принципы и конкретные механизмы целесообразного саморегулирования и активного взаимодействия организмов с окружающей средой.
Выделяют несколько уровней рассмотрения явлений жизни, которые опираются на базу соответствующих биологических дисциплин и составляют содержание биокибернетики:
1) субклеточный уровень (на базе биохимии и биофизики);
2) клеточный уровень (на базе цитологии);
3) тканевой уровень (на базе эмбриологии, гистологии);
4) уровень органов и систем (на базе нормальной и патологической физиологии растений, животных и человека);
5) организма как целого (на базе физиологии ВНД и экологической физиологии);
6) биоценотический уровень (на базе экологической ботаники и зоологии).
Становится понятной необходимость введения на биологических отделениях вузов биологической кибернетики как предмета для изучения. Биокибернетика дополняет классические методы изучения явлений жизни новыми подходами. Эти подходы помогут глубже раскрыть и точнее выразить закономерности сложных биологических процессов, создать у студентов целостную мировоззренческую систему представлений об органическом мире, понять принципы механизмов саморегуляции живого.
Создание курса биологической кибернетики для студентов биологических специальностей вузов - сложная в методическом отношении задача. Преподаватель-лектор должен иметь глубокие знания по различным разделам биологии: цитологии, анатомии, морфологии и физиологии растений, животных и человека, экологии и т.п.; уметь объяснять биологические процессы понятиями кибернетического класса. Это требует тщательной предварительной проработки лектором всей системы биологических знаний. По курсу биологической кибернетики, помимо лекционных, целесообразно проведение семинарских занятий. Это поможет более глубокому осмыслению студентами биологических процессов, раскрытию причинно-следственных связей явлений