ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2006. – 167 с.
Скачать сборник целиком
Права граждан в области охраны здоровья и права пациентов при оказании им медицинской помощи представляют собой личные, неотчуждаемые субъективные права. Личные -потому, что предоставляют их носителям возможность обладания личными неимущественными благами: жизнь, здоровье, квалифицированная лечебно-диагностическая помощь и прочее. Термин "неотчуждаемые" указывает на невозможность передачи этих прав другим лицам, использовать заложенные в них возможности управомоченный субъект может только самостоятельно.
Права граждан в области охраны здоровья принадлежат им в силу их правовой связи с государством от рождения и до самой смерти и используются по мере возникновения необходимости. Это достаточно широкое по содержанию понятие. Данным субъективным правам корреспондируют юридические обязанности государства в целом, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, медицинских учреждений, врачей, медицинских и фармацевтических работников, граждан.
Права пациентов - более узкое понятие. Они возникают при обращении гражданина за медицинской помощью, либо в процессе оказания помощи. Правам пациентов при обращении за помощью или при ее оказании корреспондируют юридические обязанности врачей и медицинских учреждений.
Одной из составных частей оптимизации взаимоотношений между работниками здравоохранения и теми, кто пользуется услугами этой системы, является совершенствование модели защиты прав пациентов в системе медицинского страхования. Для пациентов это послужит эффективным средством расширения своих прав и участия в охране своего здоровья. Для работников здравоохранения - явится руководством при дальнейшем совершенствовании профессионального устава этики поведения.
Концепция охраны здоровья, известная как модель Семашко, стала в свое время для многих примером комплексного системного подхода в развитии отрасли. Существенным недостатком, пожалуй, было лишь то, что в советской системе здравоохранения не было четко ранжированной схемы государственных обязательств, а отсутствие рынка медицинских услуг позволяло обходиться общими гарантиями типа «бесплатное лечение заболеваний и травм». При наличии единого производителя услуг (государственная система здравоохранения) практически не было потребности и в точном определении термина «медицинская помощь» относительно конкретного понимания роли и места государства при ее предоставлении больному. Другими словами не было отдельно выделенного понятия «медицинская помощь» со стороны государства, так как фактически любая помощь пациентам в больницах автоматически предоставлялась от имени государства.
Хотя официальной характеристики понятия «медицинская помощь» в тот период не существовало, по сложившейся практике этот термин можно было бы условно охарактеризовать как деятельность, направленную на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию пациентов и состоящую из совокупности медицинских, профилактических, оздоровительных услуг и лекарственного обеспечения. Такое всеобъемлющее, но достаточно абстрактное понимание размеров «помощи» не противоречило условиям тоталитарного государства, поскольку медицинское обслуживание населения имело монопольный государственный характер. Поэтому фактический объем обслуживания по столь неограниченным гарантиям на самом деле определялся не формальными правовыми актами, а сложившейся практикой и реальными возможностями государственной лечебно-профилактической сети.
В правовом рыночном государстве такое положение становится неприемлемым. При современном экономическом состоянии отрасли понятие «помощь государства» (в том числе и медицинская) должно быть совершенно конкретным, а термины «бесплатное лечение» или «бесплатная медицинская (оздоровительная, реабилитационная) услуга» — подразумевать конкретные обязательства государства по поддержке своего гражданина в каждом конкретном случае, а не отражать желание самого пациента или субъективные представления «потребности» у врачей или медицинских администраторов. В правовых экономических отношениях нельзя смешивать такие понятия, как «общие потребности больного» и «гарантированная помощь государства», на которую пациент может рассчитывать при удовлетворении этой потребности. Так как это далеко не всегда означает одно и то же.
Демократическая модель общества основана на приоритете личности, то есть восприятии человека не просто как потребителя организованных государством оздоровительных и лечебных мероприятий, а прежде всего — в качестве свободного и ответственного хозяина своего здоровья. Главная функция государства при этом — не обеспечивать, а помогать человеку в обеспечении условий для сохранения своего здоровья. При этом помощь распространяется в первую очередь на тех, кто больше всего в ней нуждается.
Чтобы не нарушать требования Конституции РФ, необходимо определиться с понятием «медицинская помощь со стороны государства» в его официальном значении и грамотно сформулировать условия и порядок ее предоставления. А в стандартизации исходить из того, что реальные страховые обязательства должны иметь конкретную экономическую и технологическую основу, а не регламентироваться такими абстрактными философскими категориями, как «бесплатное лечение», «помощь при родах», «реабилитация после инфаркта миокарда» и т. п. Если мы придем к пониманию медицинской помощи как конкретной формы компенсации ущерба здоровья граждан со стороны государства (а не возможной формы удовлетворения потребностей пациента со стороны ЛПУ), можно будет говорить о реальном обеспечении права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
|