Томский государственный университет (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
По данным Минсоцразвития России, лишь 10% выпускников российских школ сегодня являются здоровыми. Многие школьники освобождаются от занятий физической культурой, еще учась в школе, с имеющимися диагнозами они поступают в высшие учебные заведения, где также освобождаются от занятий по физическому воспитанию. Таким образом, к основному заболеванию присоединяется такое состояние как гиподинамия. При гиподинамии в организме человека возникают существенные изменения со стороны основных жизненно важных систем [3]. Страдают преимущественно центральная нервная система, кровообращение, опорно-двигательный аппарат, обменные процессы. Все это только способствует ухудшению общего состояния здоровья. Опыт других ВУЗов по созданию групп лечебной физкультуры доказывает положительную динамику функционального состояния организма студентов [1].
В связи с этим целью настоящей работы стала разработка проекта по привлечению студентов ТГУ, освобожденных от занятий физической культурой, к занятиям по физическому воспитанию с уровнем и режимом физических нагрузок, соответствующих индивидуальному уровню здоровья. На первом этапе работы были рассмотрены медицинские карты студентов ТГУ, поступивших в университет в 2007, 2008 и 2009 годах. Было проанализировано 6580 медицинских карт. Из них лишь 27 % студентов признаны полностью здоровыми и отнесены к основной медицинской группе. В то же время 24 % отнесены к подготовительной группе (занятия в которой проводятся также как в «основной» группе, но в меньших объемах), 30 % - к специальной медицинской группе (разделенная на подгруппы, включающие упражнения на корректировку отклонений здоровья средней степени тяжести) и 19 % полностью освобождены от занятий физическим воспитанием, что в сумме составляет порядка 395 студентов 1 -го курса каждого года.
Распределение заболеваний в группе студентов, освобожденных от занятий по физической культуре представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение освобожденных от занятий физической культурой студентов по группам заболеваний
В свете изложенного нами была разработана программа мероприятий по оптимизации режима двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физвоспитанием, для сохранения и восстановления уровня здоровья.
Основной формой занятий с указанным контингентом является организация специализированных групп лечебной физической культуры (ЛФК).
Особенностями ведения ЛФК в ВУЗе являются [2]:
1. на занятиях одновременно присутствуют студенты с различными заболеваниями;
2. у части из них имеется по две (31%), а иногда и по три патологии, требующие коррекции с
помощью лечебной гимнастики;
3. подавляющее большинство из них в школах были освобождены, и не имеют практических на-
выков техники выполнения, целях того или иного упражнения;
4. группы смешанные, т.е. девушки и юноши занимаются вместе;
5. эмоциональный компонент, доверительные отношения, акцент на, хоть и небольших, успехах студента очень важны.
Будут исключены: бег, прыжки, полные приседы, длительное выполнение упражнений в положении стоя, упражнения на задержку дыхания и натуживание, статическое напряжение мышц больше 10 секунд, большое количество повторов упражнений на мышцы брюшного пресса. Во время занятий необходимо проведение контрольных измерений ЧСС и артериального давления.
Таким образом, в результате осуществления проекта планируется получить следующие результаты:
- снижение количества студентов, освобожденных от занятий физической культурой,
- снижение числа и длительности случаев заболеваний студентов,
- формирование мотивации у студентов к здоровому образу жизни и физической активности.
Список литературы:
1. Коррекция нарушений функции равновесия у студентов посредством лечебной физической
культуры / К.В. Давлетьярова, В.Л. Солтанова, Л.В. Капилевич, В.И. Андреев // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - № 3. - С. 23-27.
2. Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В., Капилевич Л. В. Организация занятий лечебной физиче-
ской культурой с освобожденными от физического воспитания студентами // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7. - С. 29-32.
3. Федоров И.В. Обмен веществ при гиподинамии. М.: Медицина, 1982. - 203 с.
|